Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2489 KB

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение учащимися в сущность изучаемой проблемы, повышающих их интерес к учению. К таким методам можно отнести: метод проектов, кейс-метод, учебно-исследовательский метод и т.д.

Проводя учебные исследования, учащиеся осуществляют самостоятельный поиск знаний, испытывают увлеченность идеей и процессом учения; этот вид деятельности реализует познавательную самостоятельность и творческую активность обучающихся.

К чертам творческой деятельности личности можно отнести: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения, и сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать нечеткость рассуждений и т.д.

А.Н. Колмогоров отмечал, что «даже простейшие математические сведения могут применяться умело с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно» [5, с. 3].

Под учебным исследованием будем понимать такую деятельность обучающихся, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть, и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность.

Практика показывает, что нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

Успех учебно-исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителем этой деятельностью.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и овладению способами умственной деятельности.

В процессе учебных исследований учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы.

Мотивом учебного исследования может служить интерес, внутреннее противоречие, вызывающее потребность, стремление школьника к исследованию неопределенности, содержащей знания, неизвестные учащемуся.

Приведем примеры заданий, решение которых предполагает проведение учебных исследований и, в конечном счете, направленных на овладение учащимися творческой деятельностью.

I. Задачи с параметрами

Задача 1. Решите уравнения с параметрами:

а) ped1.wmf;

б) ped2.wmf;

в) ped3.wmf.

Задача 2. Найдите все значения параметра а, для каждого из которых данное уравнение не имеет корней на указанном промежутке:

а) ped4.wmf, ped5.wmf;

б) ped6.wmf, ped7.wmf.

Задача 3. Решите неравенства с параметрами:

а) ped8.wmf;

б) ped9.wmf;

в) ped10.wmf.

Задача 4. Найдите все значения параметра а, для каждого из которых имеет место данное равенство:

а) ped11.wmf;

б) ped12.wmf;

в) ped13.wmf;

г) ped14.wmf;

д) ped15.wmf;

е) ped16.wmf;

ж) ped17.wmf;

з) ped18.wmf.

Задача 5. Найдите все значения параметров а и b, при которых парабола ped19.wmf проходит через точку ped20.wmf и касается прямой ped21.wmf.

Задача 6. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых данные неравенства равносильны:

а) ped22.wmf, ped23.wmf;

б) ped24.wmf, ped25.wmf;

в) ped26.wmf,

ped27.wmf.

Задача 7. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых данные уравнения равносильны на данном промежутке:

а) ped28.wmf, ped29.wmf, ped30.wmf;

б) ped31.wmf, ped32.wmf, ped33.wmf.

Задача 8. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых данные неравенства равносильны на данном промежутке:

а) ped34.wmf,

ped35.wmf, ped36.wmf;

б) ped37.wmf, ped38.wmf, ped39.wmf.

Задача 9. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых данная функция является непрерывной на всей оси:

а) ped40.wmf;

б) ped41.wmf.

Задача 10. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых множество решений одного из данных неравенств содержится во множестве решений другого:

а) ped42.wmf, ped43.wmf;

б) ped45.wmf, ped46.wmf.

Задача 11. Найдите все такие значения а, что площадь, ограниченная линиями ped47.wmf, ped48.wmf, ped49.wmf, ped50.wmf, вдвое меньше, чем площадь, ограниченная линиями ped51.wmf, ped52.wmf, ped53.wmf, ped54.wmf.

Задача 12. При каком значении а, прямая ped55.wmf делит площадь фигуры, ограниченной линиями ped56.wmf и ped57.wmf, пополам?

Задача 13. Найдите коэффициенты а и b у функции ped58.wmf, если известно, что ее график касается прямой ped59.wmf и площадь, ограниченная графиком ped60.wmf и прямой ped61.wmf, равна ped62.wmf.

II. Арифметические прогрессии с переменной разностью

В школьном курсе математики рассматриваются лишь арифметические прогрессии с постоянными разностями. Напомним читателю определение такой прогрессии.

Арифметической прогрессией называется числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом d, называемым разностью.

Заметим, что из определения следует, что d = const. Можно же сделать так, чтобы разность арифметической прогрессии сама была бы функцией натурального аргумента, то есть dn = d(n). В таком случае мы будем иметь дело с арифметическими прогрессиями с переменными разностями.

Как оказалось, многие известные последовательности являются арифметическими прогрессиями с переменной разностью. Например, фигурные и пирамидальные числа, последовательности степеней натурального ряда ( 1n, 2n, 3n, ... ), показательные последовательности, некоторые возвратные последовательности.

Арифметические последовательности с переменной разностью образуют достаточно широкий класс последовательностей. Имеет место следующий факт: в случае, когда закон изменения разности dn задается произвольно, последовательность частичных сумм любой последовательности есть не что иное, как арифметическая прогрессия с переменной разностью. Получается довольно общая ситуация.

Учащимся следует вначале предложить рассмотреть случай арифметической прогрессии с разностью, заданной рациональной функцией, например: ped63.wmf ped64.wmf. К числу таких последовательностей относятся, например, фигурные и пирамидальные числа, степенные последовательности натуральных чисел и т.д. Учащимся предстоит выяснить какова формула n-го члена соответствующей арифметической прогрессии, сумму n первых членов соответствующей арифметической прогрессии (предположим, что первый член прогрессии равен 1).

Затем следует рассмотреть случаи, когда разность прогрессии задана более сложной формулой ped65.wmf, ped66.wmf.

Вопросы, связанные с рассмотрением свойств арифметических прогрессий с переменным знаменателем, изменяющимся по рациональному и не по рациональному законам, арифметические прогрессии с переменными разностями порядка выше третьего, связь арифметических прогрессий с многоугольными и пирамидальными числами, вычисление с помощью прогрессий суммы конечного числа степеней натурального ряда и т. д., могут служить благодатным подспорьем в подготовке учащихся к выступлениям с докладами на конференции научных обществ школьников, причем эти доклады будут носить не реферативный характер, что сегодня имеет место в абсолютном большинстве случаев, а творческий, исследовательский.

В нашей литературе [3, 4] читатель найдет обстоятельный разговор о задачах с параметрами и о арифметических прогрессиях с переменными разностями.