Данная статья рассматривает вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов.
В наши дни возникает острая необходимость в разрешении противоречия между возрастающими потребностями общества в эстетически и духовно развитой личности и современным состоянием нашего общества. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание.
Вопросы эстетического воспитания всегда вызывали интерес у деятелей педагогической науки. Например, П.Л. Каптерев в своих педагогических сочинениях раскрыл суть природы эстетического развития человека. «Проводниками эстетических впечатлений служат органы внешних чувств; красоты вне чувственной, не воспринимаемой никаким органом чувств не встречается. Отсюда, существенной стороной первоначального развития ребёнка является именно развитие органов чувств [1].
Главное в деле эстетического воспитания детей – не ставить эстетическое образование обособленно от других сторон его развития. Эстетическое развитие ребенка должно происходить совместно с процессами развития органов чувств, умственным и нравственным развитием. Вместе с тем, следует обратить внимание на развитие других сторон человеческого духа. Этому способствует пробуждение в детях впечатлительности по отношению к природе, пробуждение способности наслаждаться природой.
Огромное внимание вопросам эстетического воспитания уделяли Плутарх, Платон, Томазо Кампанелла, Монтень, Роберт Оуэн, Жан Жак Руссо. Они утверждали, что, наряду с умственным, физическим, нравственным воспитанием, необходимо вырабатывать у личности эстетический вкус, воспитывать высокие эстетические идеалы. Все это определяет следующую задачу: обеспечить во взаимодействии с другими социально-педагогическими силами формирование духовно богатого, нравственно и эстетически развитого подрастающего поколения [2].
Обратимся к понятию «эстетическое воспитание». Д.Б. Лихачев так определил эстетическое воспитание: это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в начальной школе и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, природе [4].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание рассматривается как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве [3].
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». Рассмотрев некоторые из них, мы выделили следующие положения, раскрывающие о его сущность. К ним относятся:
• процесс целенаправленного воздействия;
• формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
• формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
• развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Отсюда и задачи эстетического воспитания можно рассматривать в нескольких направлениях. Мы в своей работе отталкиваемся от задач, направленных на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру.
С первых лет жизни ребенка важно не только в школе, но и дома уделять внимание эстетике природы. Это объясняется тем, что дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь.
Эстетика окружающего мира – это то, что окружает ребёнка и то, за чем он может наблюдать постоянно.
Существует три правила, которые делают эстетику окружающего мира средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя. Поэтому, подбирая оборудование и элементы оформления предметно-пространственного окружения необходимо помнить, что:
– эстетика предметно-пространственного окружения улучшает педагогический процесс;
– формированию художественного вкуса младших школьников способствует целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетикой природной среды.
Рассмотрим содержание эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочных наблюдений за объектами живой и неживой природы. Внеурочные наблюдения позволят учащимся увидеть больший спектр прекрасного в природе. В первую очередь – это, конечно, цветы и вообще цветение растений. Всё это можно наблюдать в весенне-летний период года.
Цветы считались самым прекрасным творением природы ещё с древних времён. Знаменитый учёный Карл Линней даже создал цветочные часы, с помощью которых можно определить время с точностью до часа. Наблюдая за цветами, ребёнок сможет не только получить знания о живой природе, но и увидеть огромное разнообразие цветов со своими особенностями. Можно предложить ребёнку такое задание: «Проверь своими наблюдениями верность цветочных часов». Для этого наглядно представляет детям схему цветочных часов, а также их образец (например: рисунок «Цветочные часы в Анапе»).
В школьной практике применяются наблюдения за цветением разных растений. Известно, что сначала зацветают растения с белыми цветками, потом спектр жёлтого, а затем уже синего. Дав задание ребёнку пронаблюдать один определённый спектр можно расширить и привести в систему его знания об определённых растениях, а также это является эффективным способом формирования эстетического взгляда ребенка на окружающий мир. Можно вместе с ребёнком создать, например, «жёлтый» сад. Для жёлтой палитры как нельзя лучше подойдут такие цветы как: нарцисс, ирис, лилейник, георгин, примула, купальница, анютины глазки, подсолнечник и хризантема. На основе этих цветов рекомендуется составить карточки и предложить задание: «Дополни ряд цветков, чтобы получился спектр жёлтого цвета». Также оттенки одного цвета можно показать, выращивая растения одного вида, но разных сортов (например, фиалка) [5].
Там где цветут цветы обязательно есть насекомые–опылители. Красота цветов может сравниться с красотой бабочек. На примере бабочек можно показать, во–первых, симметрию в природе, а, во–вторых, разноцветную окраску насекомых, что тоже является шагом на пути эстетического воспитания ребёнка. Наблюдая за бабочками, младший школьник может видеть красоту и нежность, научится быть аккуратным и бережливым по отношению к природе.
Позже, уже после наблюдений можно применить способ симметричного разукрашивания, чтобы ребёнок мог воссоздать те цвета, которые он наблюдал в природе. Для этого детям даётся изображение бабочки, раскрашенной только наполовину, вторую половину они должны раскрасить самостоятельно.
Эстетическое воспитание можно осуществлять и в результате наблюдений за неживой природой. Например, за радугой после дождя или за сиянием воды в водоёмах своей местности. Говорят, что на воду можно смотреть, очень долго не отрываясь. И это – правда, потому что вода завораживает своими переливами. Чистая, прозрачная вода, в которой виден каждый камешек, может привлечь внимание ребёнка и надолго оставить в его душе самые приятные ощущения. При этом дети фиксируют свои наблюдения с помощью дневника наблюдений и фотоснимков.
Если обратиться к странам Востока, например, к Японии, то мы обнаружим, что там эстетическое воспитание в начальной школе прививается путём созерцания красоты окружающего мира. Знаменитая японская сакура с ветвями, покрытыми нежно–розовыми цветками, является символом красоты в Японии.
Японцы много внимания уделяют философии и воспитанию, на основе наблюдений за природой, окружающей их. Если мы попытаемся переложить их опыт на нашу страну, то добьёмся успеха в эстетическом воспитании школьников именно посредством наблюдений. Сможем вместе с детьми наблюдать постепенное распускание цветов у сливы или яблони. При этом желательно, чтобы ребёнок делал зарисовки, или даже фотоснимки. В конце работы мы получим готовую картину полного цикла распускания цветов, что само по себе является прекрасным зрелищем. Но, если учесть, что это будет сделано усилиями ребёнка, то можно с уверенностью говорить о том, какой след в его душе оставили эти картины окружающего мира, как всколыхнулись его чувства.
Таким образом, можно сделать вывод, что для эстетического воспитания учащихся начальных классов в процессе ознакомления с окружающим миром можно использовать различные наблюдения за живой и неживой природой, проведение экскурсий, работу в уголке живой природы и т.п.. Однако, следует учитывать особенности региона, где проживают наши школьники, что будет способствовать «открытию» красоты природы родного края и, как следствие, бережного отношения к ней.