Миоархитектоника лимфатических сосудов (ЛС) привлекает внимание исследователей уже давно. В этом плане ЛС сравнивали с артериями, мелкими (Ebner G., 1902) и мышечного типа (Baum H., Kichara S., 1929; Жданов Д.А., 1952) или c венами (Kajawa Y., 1921; Вальдман В.А., 1940). Однако единой точки зрения по этому вопросу в литературе до сих пор нет, что понятно с учетом широкой вариабельности в строении сосудов, особенно ЛС. Я изучил с этой целью строение артерий, вен и ЛС брыжейки тонкой кишки, нижней (задней) конечности, грудного протока и непарной вены у человека и млекопитающих животных.
Основной мышечный слой любого сосуда – средний по положению, циркулярный по ориентации гладкомышечных клеток (ГМК). Дополнительные мышечные слои определяются в наружной и внутренней оболочках, а также в средней оболочке. Они непостоянные, чаще прерывистые по периметру и на протяжении сосуда, а также отличаются преимущественно (косо)продольной ориентацией ГМК и их пучков.
Лучше всего мышечная система выражена в артериях. В терминальной артериоле можно найти один слой (косо)поперечных ГМК, сначала сплошной, а затем все более разреженный. Обычно соседние мышечные кольца (петли) связаны между собой (косо)продольными ГМК и в целом получается спираль или пружина. Сжимаясь или растягиваясь, она способна регулировать не только локальную ширину просвета артериолы, но и ее объем, емкость на болеее или менее значительном протяжении. По мере увеличения диаметра и толщины стенки артерии увеличиваются размеры основного мышечного слоя, его плотность и толщина. (Косо)продольные пучки ГМК выделяются в смежные слои и оболочки артерии. Ее мышечная система деформируется эластическими мембранами. Мышечная система артерии дифференцируется под влиянием кровотока и выполняет по крайней мере 2 функции – противодействие (резистентность) артериальной стенки кровяному давлению и поддержание объема кровяного столба. В центрифугальном направлении соотношение этих функций изменяется в пользу второй в связи с падением артериального давления.
Мышечная система ЛС значительно отличается от таковой у артерий – плотностью (выраженностью) и периодической неравномерностью на протяжении. Мышечная спираль основного мышечного слоя в ЛС более или менее сильно ветвится с образованием мышечной сети разной плотности. Это соответствует гораздо более низкому давлению лимфотока и его более значительным продольным колебаниям, которые обусловливают автофреттирование (периодическую складчатую деформацию) стенки ЛС с образованием множественных клапанов на протяжении ЛС. Одновременно происходит периодическая деформация мышечной системы ЛС, причем главным образом в области клапанов: участки сгущения / уплотнения мышечной сети (клапанные валики) сочетаются с участками ее разрежения / разрыхления (латеральные стенки клапанных и аксиальных синусов, створки клапанов). В основании клапана определяется скопление ГМК, исключительно или главным образом циркулярных. Это деформированное мышечное кольцо (петля) клапанных валиков связано циркулярными (сеть основного мышечного слоя) и (косо)продольными пучками ГМК с мышечными манжетками смежных межклапанных сегментов (лимфангионов). Таким образом, мышечная система ЛС состоит из постоянно чередующихся мышц двух видов – мышц клапанов и мышечных манжеток лимфангионов (локальные утолщения и уплотнения мышечной системы ЛС, причем разного строения), между ними определяются мышечные связи, базовые (циркулярные пучки медии) и дополнительные, (косо)продольные пучки – трансклапанные (интимальные – комиссуральные и клапанные) и надклапанные (субадвентициальные и адвентициальные, редко – интимы). Надклапанные пучки образуют прямые мышечные связи между мышечными манжетками соседних лимфангионов.
Вены занимают промежуточное положение между артериями и ЛС по строению мышечной системы, включая ее плотность и неравномерность. Последняя связана в первую очередь с клапанами, которых у вен гораздо меньше, чем в ЛС. Очень интересны в этой связи мышечные подушки артерий. Они чаще всего встречаются в области развилок артерий, подобно клапанам вен (в устьях притоков и около них в коллекторах), где наиболее значительны колебания кровотока, и напоминают валики бесстворчатых клапанов ЛС.
Заключение. Сердечно-сосудистая система едина с момента закладки, но по мере развития дифференцируется на сосуды разного типа, с разными мышечными системами. Они отражают особенности функциональной морфологии сосудов. ЛС появляются в эволюции и онтогенезе позвоночных животных последними путем выключения из кровотока части венозного русла и изначально представляют собой коллатерали вен с меньшим давлением и с частыми колебаниями. Последние обусловливают сегментарный морфогенез и гистогенез ЛС, в т.ч. неравномерное на протяжении ЛС строение его мышечной системы, которое коррелирует с размещением клапанов. В этой работе морфогенез мышечной системы ЛС представлен схематично и в сравнении с артериями и венами, чтобы облегчить понимание его механики (физиологии). Однако частная морфология многочисленных и разнообразных ЛС не может быть правильно описана без выяснения общих принципов устройства ЛС.