Интеграция отечественной высшей школы в Европейское образовательное пространство, обостряет проблему профессиональной интериоризации для «альтруистических» специальностей. В частности, зачисление в вузы по результатам ЕГЭ исключают оценку абитуриента по критерию соответствия его социальных установок, ценностных ориентаций, личностных качеств медицинской профессии. Кроме того, для врачебных специальностей лечебного профиля, связанных с высокой степенью нервно-эмоционального и физического напряжения, рейтинговая оценка студента, не предусматривающая показатели его соматического и психоэмоционального статуса не вполне адекватно характеризует его профессиональные компетенции. Представляется целесообразным и практически востребованным создание системы медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности в контексте непрерывности профессионального образования, направленной на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих не только высоким уровнем профессиональной компетентности, мобильности, креативности, но и нравственными императивами профессии, отвечающими ментальным ценностям.
Полученная в авторском исследовании оценка влияния соматического и психоэмоционального статуса студентов медицинских вузов на интериоризацию профессиональной роли показала, что в целом экспресс-оценка соматического здоровья студентов-медиков свидетельствует о его низком уровне - в среднем не более 25,4% юношей и 32,2% девушек имеют «средний» уровень, «высокий» - почти не регистрируется (0-4,3%). Наблюдается положительная динамика: оценка соматического здоровья у студенток на старших курсах более благоприятна, чем на младших. Наблюдаемая тенденция, возможно, обусловлена включением механизмов адаптации, в том числе инициируемых процессом социализации - взросление, упорядочение образа жизни, концентрация на жизненных целях, мобилизация внутренних резервов, возрастающая самостоятельность и др.
В то же время, низкая в целом оценка соматического здоровья студентов требует проведения мероприятий профессионального отбора для врачебных специальностей, связанных с эмоциональным и физическим напряжением. Создание методической системы профессионального сопровождения требует комплексного изучения профессионально значимых характеристик, необходимых для соответствующего социальным экспектациям исполнения профессиональной роли врача, а также экспликации инварианта социально значимых качеств врача, определяющих успешность социальной интеракции в рамках медико-социальной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Евдокимов В.И., Губин А.И. Взаимоотношения показателей уровня жизни и профессионального выгорания врачей // Донозология-2009. Проблемы здорового образа жизни: Мат-лы V межд. научн. конф. (Санкт-Петербург, 18-19 нояб. 2009) - С.278-281.