В предыдущих публикациях[1,2] нами была выдвинута гипотеза о том, что эффект донор-акцепторного переноса физиологической и патологической информации возможен только между клетками, обладающими одинаковой структурой и функцией, были предложены варианты подробных исследований для доказательств этой гипотезы различными методами. В статье [3] было продемонстрировано лабораторное доказательство данной гипотезы на лабораторных животных in vivo.
Цель настоящего исследования – проверка выдвинутой нами гипотезы морфологическими методами в эксперименте in vitro.
Материалы и методы. Использовались беспородные лабораторные крысы, которые были разделены на 2 группы. Первая группа – контрольные животные, содержащиеся в стандартных условиях вивария. Вторая группа животных была подвергнута введению в организм цитостатика фторурацила для моделирования патологических процессов в печени, селезенке и ряде других органов и тканей [4].
После формирования у второй группы животных характерных изменений в печени (разрушение гепатоцитов, уменьшение количества и купферовских клеток, расширение синусоидов и центральных вен, формирование слайдж-феномена в просвете синусоидов и микротромбов в просвете центральных вен, отсутствие инфильтрации портальных полей макрофагами и лимфоцитами), у животных второй группы была удалена печень, а у животныз первой (контрольной) группы – печень и селезенка. Фиксация данных органов производилась в среде Хенкса.
Донор-акцепторный перенос патологической информации проходящим ЭМИ КВЧ по методикам, описанным в [2, 4] проводился по 2 направлениям:
В качестве донора использована печень крысы, пораженной цитостатиками, в качестве акцептора –печень здоровой (контрольной крысы).
В качестве донора использована печень крысы, пораженной цитостатиками, в качестве акцептора – селезенка здоровой (контрольной крысы)
Результаты исследования и их обсуждение. После сеансов облучения, проведенных в точности со схемами, описанными в [2,4] ткань печени крыс как первой, так и второй групп (акцепторы и доноры) характеризуется изменениями, характерными для цитостатического поражения, описанными выше, следовательно, перенос патологической информации проходящим ЭМИ КВЧ между клетками, обладающими одинаковой структурой и функцией, состоялся.
Ткань селезенки в результате экспериментальных мероприятий не подверглась никаким патологическим изменениям, морфологическая картина селезенки – акцептора не отличается от таковой, полученной до начала облучения, следовательно, перенос патологической информации проходящим ЭМИ КВЧ между клетками, обладающими разной структурой и функцией, не состоялся.
Выбор метода изучения ДАП для доказательства выдвинутой гипотезы in vitro обусловлен тем, что при переносе информации проходящим ЭМИ КВЧ in vivo возможны побочные эффекты, которые могли бы помешать получить правильные результаты. Сам по себе выбор экспериментальных моделей патологических процессов, при которых была бы поражена только печень, не является сложным. Однако, поражение печени может привести к активации в организме свободно-радикальных процессов, и, как следствие, поражение других органов. Все это может повлиять на опосредованное (через длинную сложную цепь патогенеза) поражение органов акцептора. Проведенный нами эксперимент in vitro помогает избежать данных побочных эффектов, в нем процесс ДАП рассматривается как чисто биоинформационный.
Выводы
Таким образом, гипотеза о том, что донор-акцепторный перенос патологической информации возможен только между клетками, обладающими одинаковым строением и функцией, была доказана морфологически in vitro