Современное становление постнеклассической картины мира и развитие постнеклассической науки определили развитие нелинейных, самоорганизующихся, саморазвивающихся систем. Причем самого различного вида, в том числе и систем социальных. В этой связи естественно возникли проблемы, которые носят концептуальный характер, т.к. в свете постнеклассической науки появилась необходимость переосмысления ряда понятий и категорий, которые получили несколько иное значение в современной постнеклассической науке, нежели они имели до этого. В принципе, подобные переосмысления затрагивают не только какие-то конкретные исследования, но и весь цикл естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, поэтому обращение к социальной философии, философскому знанию в этой связи выглядит вполне естественным.
Появилась необходимость произвести своеобразную переориентацию ряда философских понятий и категорий в соответствии с теми целями и задачами, которые ставятся в данном исследовании. На первое место выходит динамическая система понятий и категорий, которая предполагает определенные переосмысления ряда концептов, их семантическое и смысловое уточнение, а также выявление их роли и места в современном постнеклассическом дискурсе.
Приоритетное значение в данном исследовании для нас имеют категории случайности и вероятности, тем более, что именно они претерпели наиболее значительное переосмысление в постнеклассическом дискурсе. То первоначальное значение, которое отводилось данным категориям, например, в классической науке или неклассической, существенно изменилось и изменилось в связи с тем, что принципиально произошло изменение в понимании современной картины мира, когда в центре этой картины стал человек как социальный субъект со своими желаниями, стремлениями, мировоззрением, оценками и т.д. Вполне понятно, что его активная, преобразующая роль предполагает перенесение определенного акцента на концептуально-семантические моменты, на тот инструментарий, который социальный субъект может исследовать и применять при изучении социально-исторического развития социума, определять особенности тех процессов, которые в нем происходят, различать те или иные сегменты подобных процессов.
С другой стороны, категории вероятности и случайности приобрели методологическую роль, т.к. вполне естественно, что в рамках различных проблем современной науки, и не только философских проблем, категории случайности и вероятности играют значительную роль. Кстати именно в рамках постнеклассической науки у большинства ученых не осталось никакого сомнения относительно того, что случайность и вероятность являются философскими категориями, а не какими-то специальными терминами или понятиями естественнонаучного или иного знания.
Традиционно, вероятность использовалась для определенной оценки степени наступления какого-либо исторического или социального события, причем заранее оговаривались те условия, при которых эти события могут наступить. Идея представляется таким образом, что сопоставление вероятности с предопределенными условиями относительно, например, наступление возможности того или иного исторического или социального события, в конечном счете, позволит сопоставлять различные альтернативы или перспективы с точки зрения реализации тех возможностей, к которым данная процедура вероятности применяется.
Современная постнеклассическая наука – это наука, прежде всего, связанная с нелинейным представлением о различного рода системах, поэтому следует говорить о том, что вряд ли следует предполагать наличие какой-либо абсолютной стабильности, т.к. мир не стабилен, мир самоорганизуется и соответственно категория вероятности необходима для того, чтобы иметь определенный прикладной характер для обоснования реализации той или иной возможности.
При этом следует сказать, что, опираясь на саму теорию вероятности, на ту связь, которая обосновывается между вероятностью и возможностью, справедливо будет отметить тот факт, что изменения социального и иного характера, которые претерпевает реальность, всегда связаны с возрастанием вероятности осуществления той или иной возможности и параллельно с этим естественно уменьшение вероятности реализации некоторых других возможностей, которые могут быть как конкурирующими возможностями, так и противоположными, а может ни тем, ни другим. Поэтому, в литературе имеется мнение относительно того, что вероятность как бы с количественных позиций характеризует возможность, именно, с определенной стороны, связанной с ее реализацией и эта реализация будет проходить в конкретных условиях, более того, вероятность количественно показывает насколько быстро эта возможность осуществится и наступит некоторая новая локальная действительность.
Это действительно является важной проблемой, т.к. вероятность осуществления некоторой возможности, допустим социального или исторического события в локальных условиях и в конкретной ситуации, учитывает то, что с изменением этих условий и ситуации может измениться и вероятность реализации той или иной возможности, что в общем-то поставит перед исследователем совершенно новые проблемы и задачи. Поэтому справедливо и правомерно будет отметить, что вероятность представляется некоторой характеристикой взаимосвязи социального и исторического события с определенными обстоятельствами, т.к. только относительно этих неизменных обстоятельств можно будет говорить об определенной вероятности реализации выбранного социального или исторического события.
При этом, когда исследователь достаточно точно представляет себе диалектику объективных и субъективных условий, то он может в этом случае говорить о том, что те или иные возможности реализуются в большей или меньшей степени. Причем для каких – то локальных ситуаций подобные сравнения могут оказаться весьма эффективными. Поэтому вероятность, показывая некоторый интервал реализации той или иной возможности, следует рассматривать необходимой стороной возможности, причем с точки зрения ее количественной определенности.
Развитие вероятности в рамках неклассической науки во многом было связано с реализацией статистических методов в самых разных сферах научного знания и соответственно прикладным характером вероятности для отображения ряда специфических связей, различных совокупностей объектов, имеющих однородный характер. В этом доказывается правильность наших выводов относительно того, что вероятность характеризует, например, категорию возможности с количественной стороны. Поскольку, исследуются различные ее сферы, то может появиться новый материал, который будет использован исследователем для рассмотрения диалектики действительного и возможного в каких-то конкретных статистических ситуациях.