В современной образовательной системе существенно изменены как содержательные установки, так и формальные принципы подготовки специалистов с высшим образованием, что обусловлено вхождением России в «Болонский процесс». Данная переработка подразумевает взаимосвязь ряда важнейших компонентов: изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самообучения в образовательном процессе. Формирование базовых компетенций будущих специалистов нацелено на изменения в организации учебного процесса по линии отношений между студентом, преподавателем и вузом.
Использование модульной системы планирования и организации учебного процесса способствует развитию навыков творческой и аналитической работы студентов, умения самостоятельно искать и организовывать информацию с целью конструирования новых знаний.
В настоящем курсе модуль рассматривается как завершенный фрагмент учебного материала по дисциплине «История государственного и муниципального управления в России», включающий блок информации, цели и программу действий, методические рекомендации, образцы выполнения и проверочные задания. Обязательной составляющей учебного модуля является оценивание уровня его освоения обучающимися, что дает возможность рассредоточить в течение семестра контрольные мероприятия, стимулируя студентов к регулярной работе на протяжении всего периода обучения.
Каждому модулю соответствуют определенные разделы, включающие несколько тем по курсу. Поскольку дисциплина «История государственного и муниципального управления в России» преподается для студентов направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Экономика», то основной целью курса является формирование социально-гуманитарных и профессиональных компетенций в области знаний, умений, навыков и личностных ориентаций, которыми должны владеть будущие специалисты, что придает процессу образования определенную практическую направленность. Дисциплина относится к гуманитарному, социально-экономическому циклу Б1.В. Вариативная часть Б1.В.ОД. Обязательных дисциплин, в некоторых учебных планах Б3. Б. Базовая часть Профессионального цикла Б3.Б.9 и Б1.В.ДВ Дисциплин по выбору. Б1.В.ДВ.2.
Задачи учебного курса:
1. Самостоятельное изучение студентами основных историко-социальных, политико-правовых, культурных закономерностей и предпосылок возникновения российского государства, системы государственного и муниципального аппарата управления, выявление направления деятельности, функций и полномочий основных его учреждений.
2. Самостоятельное выявление закономерных и специфических черт в системе государственного и муниципального управления России в контексте современных процессов.
3. содействие постижению студентами основных вариантов анализа системы государственного управления, выявления специфических особенностей государственно-политических, социально-правовых, административных, судебных, финансово-экономических реформ в определенные исторические периоды, формирование навыков у студентов самостоятельной работы с источниками по курсу.
4. изучение национальных традиций, исторических особенностей формирования и развития аппарата государственного и муниципального управления на территории России.
5. формирование навыков научно-исследовательской работы студентов при освоении курса в целом, отдельных его составляющих (региональная специфика).
6. формирование гражданской патриотической позиции студентов в отношении не только к истории Отечества, его многонациональной культуре, но и в оценке роли государства в жизни российского общества, отношения к нему населения, в оценке исторического опыта самоуправления.
В основу учебного курса положена концепция исторической преемственности национальных и культурно-правовых типов государственного управления: древнерусского (военно-демократического) (IX – XIII вв.), сословного (XIV – XVI вв.), сословно-представительного (XVII – начало XVIII вв.), военно-бюрократического (XVIII – XIX вв.), административно-бюрократического (XIX – начало XX вв.), думской монархии (1905 – март 1917 гг.), федеративного (1917 – 2007 гг.): этапы – партийно-бюрократический (советский) (1917 – 1991 гг.), конституционно-демократический (1991 – 2014 гг.)
Адекватная интерпретация истории возможна только на базе анализа исторических источников. Настоящее пособие служит именно этой цели. В нем приводятся некоторые важнейшие документы, раскрывающие логику и особенности развития государственности и политического строя в России. Подбор документов, главным образом, правового характера, позволяет охарактеризовать специфику взаимоотношений государства и общества в определенный период, проследить изменения сословного строя, политической системы и государственных институтов.
Работа с историческими источниками – основа исторического исследования, необходимая для будущих управленцев, менеджеров, экономистов, юристов. Практическое значение данной работы содействует:
1. Развитию интеллектуально-аналитических способностей.
2. Обогащению новой информацией по истории России, истории отдельных ее регионов, об особенностях формирования системы государственного и местного управления, ее законодательному закреплению в отдельные эпохи.
3. Формированию гражданской позиции молодежи, усилению патриотического воспитания.
4. Развитию литературного и научного стилей оформления самостоятельных исследований в виде отдельных сообщений, рецензий, рефератов.
Пособие состоит из введения, 3-х разделов (Методические рекомендации по изучению раздела, образцы текстов, их анализ и комментарии, проверочные задания), списка источников и литературы.
В данном учебно-методическом пособии студентам предлагаются:
– методические рекомендации к освоению тем курса, изучению исторических источников и применению полученных знаний на практике;
– информация по дисциплине с использованием информационно-развивающих методов по работе с историческими источниками, нормативно-правовой литературой, справочной литературой. В пособии предлагаются образцы анализа различных документов. Данная методика позволяет проводить семинарские занятия в форме учебной дискуссии, что предполагает самостоятельную работу, как в аудитории, так и дома;
– анализ конкретных исторических ситуаций, с привлечением разнообразного историко-культурного и социально-правового материала содействует выработке альтернативных путей решения, навыков оценки событий, осознанию оптимального решения для определенной исторической ситуации и формулированию программы действий. Данный метод сочетает индивидуальную работу студентов с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы;
– проверочные задания к темам (тренировочный уровень самостоятельной работы студентов) с ответами, с целью закрепления и самопроверки полученных знаний, активизации восприятия лекционного материала;
– методические рекомендации к решению тестов, что может быть применено студентами на практике при подготовке и прохождению Интернет-Экзаменов.
Издание адресовано студентам очной формы обучения, изучающим курсы «История государственного и муниципального управления в России», «История России», преподавателям вузов, широкой публике, интересующейся историей Отечества.