Современная ситуация в обществе и инновационные процессы в образовании диктуют необходимость подготовки специалиста нового типа, способного работать в изменившихся социальных и экономических условиях, ориентироваться и адаптироваться в высокотехнологичном и постоянно меняющемся мире; нестандартно решать различные профессиональные задачи; уметь прогнозировать и анализировать результаты работы с последующей коррекцией своей деятельности, активно применять в своей деятельности современные технологии.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой рекомендации по содержанию, оформлению, оценке и презентации результатов исследовательской работы бакалавров педагогического вуза по информатике и методике ее преподавания. Научно-исследовательская работа является своеобразным показателем грамотности, квалифицированности и компетентности выпускника, результатом его трудов в период обучения. Она предусматривает систематизацию, закрепление, расширение знаний, полученных при изучении дисциплин «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)», «Сети и Интернет–технологии», «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование», «Основы компьютерных наук», «Языки и системы программирования», «Методика профессионального обучения» и является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки по выбранному направлению в соответствии с Федеральными государственными стандартами.
В результате выполнения научно-исследовательской работы по информатике и методике ее преподавания обучающийся должен продемонстрировать в полной или частичной мере следующие практические навыки, умения, компетенции: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готовность использовать методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность логически верно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.
В учебно-методическом пособии представлены общие положения об организации научно-исследовательской работы в педагогическом вузе по информатике и методике ее преподавания, сформулированы цели и задачи этой работы, описаны этапы ее выполнения, структурированы требования к объему, структуре и содержанию научно-исследовательской работы, оформлению ее результатов. Означены рекомендации по подготовке к презентации итогов научно-исследовательской работы. Приведенные требования и рекомендации по их выполнению сопровождаются многочисленными примерами и иллюстрациями.
Выполнение научно-исследовательской работы направлено на систематизацию разноплановых знаний, полученных студентом в процессе обучения, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области информатики и методики ее преподавания. Среди них: готовность применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных объектов и процессов; способность использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации; готовность к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе; способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов; способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Учебно-методическое пособие состоит из введения; трех разделов, заключения, списка основных понятий, приложений, списка рекомендуемой литературы и электронных ресурсов. Во введении обоснована необходимость и цель создания учебно-методического пособия, указаны характерные особенности построения материала. В первом разделе рассматриваются пути формирования идеи и процесс определения методологического аппарата научного исследования, приведены примеры корректного формулирования основных разделов методологии. Этот раздел является основой для успешной организации научно-исследовательской работы. Во втором разделе описывается деятельность студентов по реализации спроектированного исследования. В третьем разделе представлены рекомендации по оформлению результатов исследования и их публичному представлению. В приложениях означены образцы оформления различных элементов текста и иллюстративного материала научного исследования.
Рекомендуется для студентов высших профессиональных учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 050100.62.09.1.2362 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Информатика»; 010200.62.10.1.2362 «Математика и компьютерные науки» профиль подготовки «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии»; 051000.62.09.1.2362 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Информатика и вычислительная техника».