Работа сотрудников вневедомственной охраны МВД России характеризуется постоянным физическим и эмоциональным напряжением, высокой стрессогенностью и опасностью травмирующих воздействий. В настоящее время возрастающее число экстремальных ситуаций и угроз террористических актов налагает дополнительные обязательства и ответственность на сотрудников, охраняющих объекты жизнеобеспечения. В Ставропольском крае к особо-охраняемым объектам относится Сенгилеевское водохранилище, которое является основным источником питьевой воды для г. Ставрополя. Данный объект находится под охраной сотрудников ФГКУ Управления вневедомственной охраны ГУ МВД РОССИИ по Ставропольскому краю. Целью данного исследования было выявление особенностей психологического статуса бойцов в связи с повышенным уровнем экстремальных происшествий связанных с человеческими потерями и порчей государственного имущества.
Для решения поставленных задач были отобраны тестовые методики «Девиантное поведение» (ДАП), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея, опросник Р. Шуберта в комплектации программно-методического обеспечения объективного психологического анализа и тестирования «Эгоскоп». Основной принцип дополнительной информации, предоставляемой «Эгоскопом», базируется на синхронной регистрации и анализе физиологических реакций, характеризующих психомоторику, динамику изменений параметров вегетативной нервной системы (ВНС) и центральной нервной системы (ЦНС) в процессе проведения психологического или психофизиологического исследования.
Результаты тестовой методики ДАП показали, что 84% сотрудников вневедомственной охраны имеют высокий уровень военно-профессиональной направленности и согласия подчиняться требованиям командиров и начальников (рис. 1). Признакиаддиктивного поведения были зарегистрированы на уровне нормы.
Рис.1 Число сотрудников, имеющих военно-профессиональную направленность, склонных к аддиктивному и делинквентному поведению,а также суицидальному риску
Наличие признаков агрессивного поведения были обнаружены у 93% бойцов. Стоит отдельно отметить, что достоверные величины (Р<0,01) обнаружены по регистрируемым показателям, которые оценивают параметры, связанные с активацией ВНС и ЦНС. Наличие признаков суицидальной предрасположенности оценивалось по параметрам, связанным с психомоторикой(Р<0,05).
Рис. 2 Число сотрудников с разным уровнем стрессоустойчивости по методике Холмса и Рэя
По результатам опросника Холмса и Рея (рис. 2), было выявлено, что у 40% сотрудников наблюдается высокая степень сопротивляемость стрессу, у 13% – пороговая, у 47% – низкая степень сопротивляемости стрессу (ранимость). При низкой степени сопротивляемости стрессу, согласно интерпретации опросника, вероятность развития психосоматических заболеванийили подверженность несчастным случаям возрастает до 90%.
Особого внимания заслуживает анализ достоверных данных в отдельных сферах жизнедеятельности. Достоверно значимые величины низкой сопротивляемости стрессу (Р<0,001) были обнаружены по следующим шкалам опросника: здоровье, работа,партнер. Это объясняется высоким уровнем обеспокоенности за собственное здоровье, а также уровнем профессиональной информированности, которая повышает ответственность за жизнь близких родственников.
Анализ результатов методикиопределения склонности к рискуР. Шуберта показал небольшую склонность к риску у всех сотрудников вневедомственной охраны. Данный тест характеризует поведение бойцов в ситуациях, сопряженных с экстремальными условиями. Полученные данные подтверждают высокую степень опытности сотрудников, потому как, у более опытныхработников готовность к риску ниже, чем у неопытных.
Вышеизложенные данные позволяют говорить о значительном влиянии повышенной криминогенной обстановки на уровень стрессоустойчивости сотрудников вневедомственной охраныГУ МВД РОССИИ по Ставропольскому краю, осуществляющих защиту жизненно важных объектов. Повышенная агрессивность и дополнительный уровень ответственности на работе понижают степень стрессоустойчивости дома. Данные результаты предъявляют дополнительные требования к психологической разгрузке бойцов после дежурства на объекте и дополнительные меры самоконтроля дома в период экстремальных ситуаций и угроз террористических актов.