Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В настоящее время господствующей является точка зрения на природу, которая противопоставляет человека как высшую ценность и природу как его собственность, отношение к природе как его собственность, отношение к природе как объекту воздействия, преобразований и использования. Поэтому экологической проблематике уделяется определенное внимание в дошкольном и вузовском образовании, издаются соответствующие программы и для дошкольников. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном возрасте преждевременно и не соответствует возрастным особенностям.

Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда закладываются основы интеграции целостной личности и формируются знания о природных объектах, явлениях и причинно- следственных зависимостях между ними, служащие базой для развития представлений о мире в целом и отношений к нему, т.е. мировоззрения.

Таким образом, на целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Мир учит ребенка своим многообразием и неожиданностью, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной.

В результате у ребенка появляется интерес - стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство - стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность - желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления - способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению.

Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз [1].

Познавательное мышление не бывает случайным. Для того чтобы собрать все те знания, которыми ученые обладают сегодня, потребовалось тысячи лет. И ребенку дошкольного возраста предстоит узнать о мире, либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Но эта помощь должна быть представлена не в виде сухих фактов.

Роль взрослого научить ребенка думать познавательно, проявлять любопытство, и не только узнавать то, что всем уже известно, но и искать новые знания, используя новые способы и средства.

Развитие мышления не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменениями его отношения к окружающей действительности, т.к. природа непосредственно воздействует на ребенка своей необычностью, новизной, разнообразием; вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мысли.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников - это формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка: проявление интереса к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослых; и формирование самостоятельности мыслительной деятельности. Решая данную проблему, мы должны вовлекать детей в процесс познания, привлекая их внимание, побуждая интерес [2].

На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в жизни и в формировании психических особенностей.

Так, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельного психического процесса - познавательное мышление, необходимо рассмотреть природу дошкольной детской игры и её роль в развитии. Так как обучение развивает ребенка тогда когда представляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Ведущая деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

В младшем дошкольном возрасте для развития познавательного мышления целесообразно использовать дидактическую игру, а в старшем - компьютерную [3].

Одним из главных условий, способствующих развитию ребенка в игровой ситуации, является ее новизна, стимулирующая интерес, порождающая ориентировочную деятельность ребенка. Это ведет к мобилизации психофизиологических функций, и на этом фоне лучше всего происходит усвоение новых знаний. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные как отечественных, так и зарубежных авторов, к тому же (это отмечается в работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Богоявленской и др.), усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей, как правило, положительные эмоции.

Положительная роль новизны в игровой деятельности на компьютере подчеркивалась и такими видными зарубежными исследователями как С. Пейперт, Л. Эсперанс-Лабель, Т. Сакамото, Р.Д. Хесс.

Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, коммуникабельность. Очень большой развивающий эффект, по мнению исследователей, дает сочетание рисования и компьютерного творчества, музыкальные занятия, изучение нотной грамоты и занятия с музыкальными редакторами. Персональный компьютер позволяет направленно формировать высокую обучаемость детей, начиная с дошкольного возраста.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Конечно, компьютер не может восполнить нехватку общения детей с природой, но показать интересные моменты из жизни живой и неживой природы, красоту окружающего мира, его разнообразие, способен только телевизор и компьютер. Потому крайне необходимо использовать это средство на занятиях с дошкольниками. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем развитии дошкольников, в частности, развитие познавательного мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фишер, Р. Как развивать ум вашего ребенка / Р. Фишер; пер. с англ. Л. В. Тишковой.- М.: Астрель: АСТ, 2006.
  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, А. Н. Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт», 2003.
  3. Ворошилова, В.М., Ю.П., Баглаева Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / Педагогическое образование в России, 2009, №2 - Екатеринбург: УрГПУ, 2009.