Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

«Невозможно жить лучше,

чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»

Сократ

Изменения в современном российском образовании, принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов обращают наше внимание к одному из важных вопросов профессионального становления педагога-психолога – процессу саморазвития в ходе обучения в вузе. Направленность на развитие, на совершенствование себя как личности, как специалиста в своей деятельности является основополагающим фактором дальнейшей самореализации.

Проблема саморазвития не нова сама по себе и обсуждалась разными учеными в разные времена. История становления проблемы процесса саморазвития, вопросы профессионально-личностного самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности педагога очень подробно рассматривают на страницах своих работ многие современные ученые [2, 4]. Цель нашей работы - выявить и показать представление современной молодежи о процессе саморазвития, способах его осуществления в период профессиональной подготовки.

Чтобы раскрыть данную тему, мы задались вопросами: что же понимают под саморазвитием наши студенты, какой смысл они вкладывают в это понятие, занимаются ли они вообще саморазвитием, какие качества они хотели бы развить в себе и какими способами их развивают. Мы разработали анкету, в которой задали интересующие нас вопросы. В опросе приняли участие 77 студентов 1-4 курсов психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета в возрасте 17-26 лет (средний возраст студентов – 20,1 лет). Большинство студентов – девушки (70 человек – 91 %).

Задавая вопрос студентам «Что Вы понимаете под саморазвитием?» мы получили следующие ответы (рисунок 1). Самый распространенный ответ: «Саморазвитие – это самосовершенствование». Так ответили 24 человека – 32 %. Саморазвитие как получение новых знаний понимают 21 человек (28 % опрошенных студентов). Саморазвитие как развитие в себе положительных качеств личности понимают 17 человек (22 % опрошенных студентов). Кроме этого были даны и другие ответы на заданный вопрос. Саморазвитие – это совершенствование себя в какой-либо сфере деятельности (8 %), развитие в себе задатков и способностей (5 %), самореализация, понимание культуры и морали, занятие спортом (по 1 %). Не знает ответа на этот вопрос 2 % опрошенных студентов.

Проанализировав эти ответы, мы приходим к выводу, что большинство студентов нашего факультета под саморазвитием понимают активный, деятельностный процесс, который требует приложения усилий, четкого осознания того, что необходимо в себе развить.

strebk1.tif

Рисунок. 1. Процентное распределение ответов студентов на вопрос «Что Вы понимаете под саморазвитием?»

Опрос показал, и это видно на рис. 2, что 87% опрошенных студентов (67 чел.) занимаются саморазвитием. Иногда и редко прибегают к саморазвитию 10 % человек (8 чел.), не занимаются саморазвитием 2 человека (3 %).

strebk2.tif

Рисунок 2. Процентное распределение ответов студентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы саморазвитием?»

Ответ на второй вопрос неразрывно связан с ответом на третий, который указывает нам на то, какие качества, свойства, черты, стороны личности хотели бы развить в себе студенты – будущие психологи (таблица 1). Самое желаемое качество, которое хотели бы развить в себе опрошенные студенты: терпение. Оно встречается 15 раз в анкетах, что составляет 20 %. Далее по популярности называются - упорство и трудолюбие (по 7 раз); нехватка уверенности в себе, смелости, ответственности и усидчивости названа по 6 раз опрошенными студентами; коммуникабельность, активность (по 5 раз); интуиция, пунктуальность, память (по 4 раза); 3 студента хотели бы развить свою речь. Были отмечены также: находчивость, целеустремленность, доброта, толерантность, добросовестность, лидерские качества, выносливость, открытость, эмоциональность, сдержанность, честность, любознательность, принципиальность, компетентность.

Таблица 1

Качества, которые хотели бы развить в себе студенты

качество

терпе-ние

упорст-во

трудо-любие

уверен-ность

сме-лость

ответст-венность

усидчи-вость

количество

15 раз

7 раз

7 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

%

20%

9%

9%

8%

8%

8%

8%

Какими способами организовывают процесс саморазвития студенты нашего факультета можно увидеть из таблицы 2. Смотрят образовательные, документальные фильмы и передачи 59 человек. Читают научную, художественную, научно-популярную литературу 49 человек. Посещают дополнительные лекции, занятия, семинары 22 человека, слушают аудиокниги 5 человек. Некоторые студенты используют разные способы саморазвития.

Таблица 2

Способы саморазвития, названные студентами при опросе

Способы саморазвития

смотрю образовательные, документальные фильмы, передачи

читаю книги

посещаю дополнительные лекции, занятия, семинары

слушаю аудиокниги

количество

59 чел.

49 чел.

22 чел.

5 чел.

Кроме этого источниками саморазвития студентами называются сеть- Интернет, общение, СМИ, самовоспитание, спорт, танцы, занятия на музыкальных инструментах.

Саморазвитие это многокомпонентный, многоакпектный личностно значимый процесс. Одним из главных вопросов саморазвития является вопрос целеполагания, разработки правил и программы работы над собой. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», - утверждал Монтень. Вот какие правила выработал для себя, например, Франклин.

Первое правило – формирование не множества положительных качеств, а одного. «В течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею - переходить к другой и так далее».

Второе правило - постоянный контроль над собой. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». На этой странице Франклин отмечал нарушения, произошедшие в течение дня.

Третье правило - постоянное самообладание, поощрение и похвала своих действий.

Четвертое правило - планирование на каждый день [1, с. 101-102].

Чтобы наш студент успешно занимался профессиональным саморазвитием необходимо, во-первых, создавать внешние условия этого процесса, во-вторых, учитывать внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию. К внешним условиям можно отнести организацию обмена опытом по изучению, психологии, передового опыта, особенностей их применения в личной практике, а также организацию системы самостоятельной работы и психолого-педагогического самообразования. В связи с этим актуальным является вопрос самоидентификации студентов в процессе профессиональной подготовки [3, с. 86-90]. Важнейшим внутренним условием профессионального саморазвития является его профессиональная направленность, нацеленность на профессиональное самосовершенствование.

«Судьба – не случайность, а предмет выбора; ее не ожидают, а завоевывают», - утверждал У. Брайан.