Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University

Наверно каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался, умеет ли он сопереживать, сочувствовать другому. В наш трудный век люди постепенно становятся эгоистами, всех беспокоят только свои проблемы, дела. Мало кто искренне радуется счастью другого, либо наоборот переживает с ним тяжелые моменты его жизни.

Не зря древние говорили «Познай себя», либо «Прежде чем изменить мир, начни с самого себя». Мы все хотим, чтобы к нам хорошо относились, но что мы даем взамен? Мчимся ли мы к друзьям либо к родным при первом зове о помощи, всегда ли мы рядом, когда человек нуждается в этом.

Известно, что человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой, в результате нахождения его в обществе.

Ученые считают, что именно развитое сочувствие формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых ребенок превращается в полноценную личность.

Тревожной тенденцией является снижение гуманности в отношениях людей. Это является очень важной проблемой, ведь одним из составляющих гуманного отношения и является эмпатия.

Термин «эмпатия» ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования. Под эмпатией, в узком смысле слова, понимается - сочувствие, сопереживание, понимание психологических состояний других людей. Однако понятие эмпатия имеет более широкое трактование и глубинное понимание. Во-первых, как нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Во-вторых, эмпатия представляется как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций.

Изучению эмпатии в различных ее формах посвящены работы зарубежных авторов, таких как К. Г. Юнг, Т. Липпс, К. Роджерс, X. Когут [1, c.103].

В психологической научной справочной литературе (В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, Р.С. Немов, Б.Г. Мещеряков и др.) часто различаются несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных (сравнении, аналогии и пр.); эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях и др.; эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект; эгоцентрическая эмпатия - сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя; гуманистическая эмпатия - эмпатическое переживание за другого человека и другие виды эмпатии [1, c.95].

Особую актуальность проблема эмпатии приобретает в отношении детей со специальными образовательными потребностями. В отношении детей с соматическими заболеваниями, несомненно, нужно учитывать не только их индивидульность личности, особенности характера, но также нужно обращать внимание на их здоровье и связынные с этим особенности обучения. Работа с такими детьми должна строиться по определенному алгоритму, программе.

Прежде всего, под соматическим понимается телесное заболевание, в противоположность  психическому заболеванию . В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушениями работы органов и систем, не связанные с  психической деятельностью  человека.

Особыми чертами характеризуется и психорегуляция учебной деятельности соматически ослабленных детей, как доказывает в своем исследовании В.А. Штраус. Автор, в частности, подчеркивает, что соматически больные дети вследствие ситуации болезни отличаются от здоровых сверстников особенностями физического и психического развития. При этом развитие соматически больного ребенка не замедлено, а является качественно иным. По мнению ряда исследователей (Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.В. Николаева), субъективно тяжелое соматическое заболевание качественно меняет социальную ситуацию развития ребенка: меняется объективное место, занимаемое им в жизни (в силу изменения его возможностей и ограничения контактов с другими людьми), внутренняя позиция по отношению к себе и окружающей действительности, что влечет за собой изменение личности. У соматически больных детей заметно меняется отношение к окружающему миру, наблюдаются изменения в развитии самосознания, в динамике познавательной деятельности [2].

Наша работа была направлена на выявление уровня эмпатии и в дальнейшем ее формирование у подростков с соматическими заболеваниями.

Исследование проводилось на выборке из 20 человек, учащихся 7-8 классов основной общеобразовательной школы №168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями г.Казани.

На констатирующем этапе эксперимента была использована методика по определению уровня эмпатии И. М. Юсупова

Прежде чем приступить к обработке результатов, была проведена оценка достоверности ответов. По полученным баллам мы можем утверждать, что все ответы достоверны.

На основании полученных данных мы можем констатировать следующее:

• 5 испытуемых обладают низким уровнем эмпатии, что составляет 25 % от общего числа респондентов,

• 12 человек обладают средним уровнем эмпатии, что составляет 60%,

• 3 человека обладают высоким уровнем эмпатии- 15%.

Таким образом, опираясь на типологию уровней эмпатии для методики экспресс-диагностики И.М. Юсупова, мы обнаружили, что в данной выборке является наиболее выраженным средний уровень эмпатии, при этом четверть всех испытуемых обладают низким уровнем эмпатии.

Это говорит о том, что с данным классом нужно вести работу не только по формированию эмпатии, но и по сохранению данных качеств у учащихся - сопереживания, сострадания к другим людям.

Рассмотрим общие показатели уровня эмпатии подростков по каждой из 6-ти шкал, включённых И.М. Юсуповым в экспресс-диагностику эмпатии.

На основе анализа полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: у подростков эмпатия по отношению к родителям занимает первую позицию, что проявляется в чувстве сопереживания и состраданияк своим близким. Высокие позиции были получены по шкалам «отношение к старшему поколению», «к животным» и «к детям».

Лишь 10% от числа испытуемых обладают низким уровнем эмпатии по шкалам «отношение к животным» и «к детям».

Результаты методики позволяют определить, что по отношению к малознакомым или незнакомым людям у подростков выявлен низкий уровень эмпатии. Также низкий уровень эмпатии наблюдается и по отношению к героям художественных произведений.

Обобщив полученные данные, мы можем утверждать, что с детьми нужно проводить систематическую работу по формированию эмпатии, а также по отдельным шкалам, такимкак «эмпатия по отношению к героям художественных произведений» и «эмпатия по отношению к малознакомым или незнакомым людям». Это и будет являться основной целью нашей дальнейшей работы. Для достижени поставленной нами цели мы разработали программу по формированию эмпатии у подростков с соматическими заболеваниями.

Развитие эмпатии заключается в ряде тренинговых занятий, включающих в себя психологические упражнения и игры.

Условия проведения: формирующая программа будет реализовываться во внеучебное время с января по март месяцы 2014 уч.г.

В качестве примера приведем ряд упражнений и игр, включенных в программу развития эмпатии.

Упражнение «Зеркало».

Цель: в непринужденной форме на невербальном уровне развитие чувства эмпатии.

Условия проведения: на упражнение отводится 15 минут.

Учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.

По окончании задания участники делятся своими ощущениями.

Упражнение «Первое впечатление».

Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.

Ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику.

Упражнение «Портрет».

Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.

Каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

Данная программа психологических занятий должна быть выполнена с учетом индивидуальных потребностей класса.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученые результаты могут быть использованы в работе педагога по применению разнообразных форм и методов работы с подростками с соматическими заболеваниями по формированию у них эмпатии.