В отечественной педагогической литературе описываются два подхода к преобразованию традиционного обучения: технологический и поисковый. Первый нацелен на репродуктивное обучение (освоение знаний, умений и навыков как результат образования личности). Второй подход предполагает формирование опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций субъектов учения. В границах первого подхода осуществляются поиски таких дидактических средств, которые обеспечивали бы превращение обучения в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. При этом педагогические цели выступают в качестве главных, а построение образовательного процесса предполагает заранее планируемые и периодически контролируемые результаты.
Второй подход, зародившийся в недрах гуманистически ориентированных моделей обучения, ориентирует на то, что центр тяжести переносится с деятельности «преподавание» на деятельность «учение», которая должна носить индивидуализированный характер. По сути своей такое обучение можно назвать личностно ориентированной технологией (или гуманистической). Однако и в этом случае регулярный контроль и оценка знаний не исключаются.
Как нам представляется, возможен и третий подход, который объединяет два предыдущих и потому может быть назван синтетическим. По целям обучения данный подход можно отнести к технологическому направлению, а по средствам организации образовательного процесса - направленного на личность обучающегося.
Такая технология обучения может рассматриваться как инновационная, поскольку, с одной стороны, она реализует технологически выстраиваемый учебный процесс с его направленностью на заранее заданный результат с постоянным контролем формируемых знаний и умений, а с другой - вбирает в себя преимущества гуманистического подхода, реализующего идею индивидуально ориентированного обучения, основанного на принципе свободы выбора.
К числу основных характеристик индивидуально ориентированного обучения некоторые зарубежные авторы (Дж. Джонсон) относят:
- определение мотивации и первичную диагностику (тестирование первичных знаний);
- отсутствие жестких регламентаций в отношении пространства (использование разнообразной среды учебы);
- подвижные временные рамки (отсутствие временных регламентаций);
- выбор содержания;
- чередование форм индивидуальной работы;
- оценка - разнообразие ее форм (от тестирования до самостоятельного оценивания).
Считается, что если данные характеристики задействованы в обучении, то в нем осуществляется индивидуализация.
Используя названные характеристики в качестве ориентира организации учебного процесса, можно представить особенности инновационной технологии обучения следующим образом:
- подвижные временные рамки, которые дают возможность ускорить или замедлить процесс обучения;
- выбор минимального образовательного стандарта по определенным направлениям с вариантами его расширения;
- виртуально-тренинговое обучение, позволяющее каждому студенту выбирать оптимальный режим и форму работы;
- выбор места при отсутствии жестких регламентаций в отношении пространства и меньшей эксплуатации лекционных аудиторий;
- чередование множества форм индивидуальной работы (персональные видеолекции, самостоятельная работа с учебной литературой или оригинальными пособиями, овладение профессиональными умениями с помощью тренинговых программ и т.п.), через которые студент должен проходить при освоении тематических разделов-модулей;
- регулярный контроль (включая первичное тестирование) и разнообразие форм оценивания усвоенных знаний, умений и навыков.
Идея индивидуализации обучения получает практическое завершение в индивидуальных графиках, составляемых на основе принципа вариативности по отношению к учебному содержанию, форме, месту и индивидуальному темпу освоения знаний и умений. Индивидуальные графики служат основой планирования самими студентами учебных работ.
Таким образом, мы можем говорить о новой технологии, которая реализует идею индивидуализации обучения. Однако практическое осуществление такой технологии предполагает теоретическое обоснование некоторых ее характеристик.
Прежде всего, необходимо обосновать индивидуальный темп работы обучающихся, т.е. индивидуальную скорость усвоения ими новых знаний. Для этого можно использовать метод измерения, предложенный когнитивной психологией, согласно которой система познания имеет сложную многоуровневую сетевую структуру. В этом контексте процесс усвоения знаний можно рассматривать как связывание нового элемента (новой информации) с уже известными узлами сети. Индивидуальный темп оценивает временные характеристики этой связи: какое количество новой информации студент может усвоить в единицу времени.
Каково значение информации об индивидуальной скорости усвоения нового знания?
Во-первых, это позволяет осуществлять прогноз успехов в учебной деятельности студентов.
Во-вторых, получить нормативные значения темпа усвоения знаний для разных возрастных групп (с первого по пятый курсы) студентов и рассчитать нормативные нагрузки для разных курсов.
В-третьих, определять объем знаний, которые могут быть усвоены студентами за определенное время обучения, т.е. произвести дозирование знаний с помощью так называемого «балансового метода» и, следовательно, решить проблему информационной перегрузки.
«Балансовый метод» позволяет уравновесить время, отпущенное на обучение, с объемом предлагаемых для усвоения знаний. Его достоинство состоит в том, что он позволяет научно обосновать реальный объем учебных курсов с учетом установленных временных норм и психофизиологических возможностей обучающихся. Особенно это важно в связи с использованием модульного принципа обучения, когда характеристика темпа усвоения знаний выступает ведущей при определении размера модуля.
Наконец, информация о темпе усвоения знаний позволяет по рассчитанному объему обосновывать содержание программ по различным дисциплинам с помощью сравнительно- тезаурусного метода и осуществлять прогноз времени по его освоению.
В заключение отметим, что описанная технология индивидуально ориентированного обучения обладает значительными возможностями в повышении качества учебного процесса, однако требует нестандартных подходов к организационным решениям и готовности педагогических коллективов к их осуществлению.