Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Повышенный интерес бизнес учреждений к новым технологиям оптимизации их деятельности связан с необходимостью постоянно повышать конкурентоспособность организации.

В этой связи особое внимание обращается на эффективное использование профессионально-личностных ресурсов персонала, так как это во многом определяет конкурентоспособность организации.

Основной категорией трудовых ресурсов являются сотрудники в возрасте 35-45 лет, составляющие основной массив рабочей силы - 60% . К этому моменту человек достигает уже высокого уровня овладения профессией и именно в этот период его деятельность характеризуется наибольшей эффективностью и продуктивностью. [3]

Таким образом, именно этой категории в первую очередь должны уделять внимание при работе с персоналом организации. Налаженная работа службы управления персоналом с данной группой сотрудников, позволит не только улучшить состояние внутри организации, но и повысить показатели эффективности ее работы.

Многие ученые внесли большой вклад в создание теорий развития человека: Карл Юнг, Жан Пиаже, Джон Флэвелл, Зигмунд Фрейд, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Борис Германович Ананьев. Одной из самых полных и признанной на сегодняшний день считается возрастная периодизация Эрика Эриксона.

Кризисы взрослости меньше, чем в детстве, зависят от хронологического возраста и в большей степени определяются личными обстоятельствами жизни человека; они могут подготавливаться постепенно или возникать внезапно в случае резкого изменения в социальной ситуации развития - системе отношений между субъектом и окружающей его социальной действительностью.[2]

Как известно «кризис 40 лет» название довольно условное т.к. у каждого человека кризис проходит довольно индивидуально и не имеет четких возрастных рамок. Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

Поэтому основной целью данной работы является выявление влияния кризиса середины жизни на профессиональную самореализацию и изменение самовосприятия под влиянием возрастного кризиса. Кризис середины жизни характеризуется переоценкой собственных ценностей и переосмысления жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни, результатом чего должна стать выработка нового образа Я и приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни. Разрешение кризиса середины жизни зависит от способности человека признать собственные заблуждения относительно сложившихся потребностей и установок, привести к адекватному соотношению свои возможности и желания, установить адекватный уровень притязаний, найти иные пути достижения поставленных целей или переформулировать их в рамках более реалистичной точки зрения.

Таким образом, в период жизни 35-45 лет могут наблюдаться изменения как во внешнем (работа, семья, социальные роли), так и во внутреннем (цели, стремления, образ Я) аспекте, которые можно считать проявлением кризиса середины жизни, под влиянием которого происходят изменения в структуре сознания личности.[1,2]

Опираясь на вышеизложенные аргументы, для проведения исследования нами была выбрана возрастная группа от 35 до 45 лет. Еще одним важным критерием формирования выборки была профессиональная занятость, т.е. наличие рабочего места. Все респонденты являлись сотрудниками ООО «ГретНева». Количество испытуемых составило 30 человек.

Одним из центральных понятий в современной возрастной психологии является понятие "возрастной задачи", или "задачи возраста". Истоки этого понятия восходят к работам Э. Эриксона. Рассматривая фазы онтогенетического развития человека, Э. Эриксон указывал, что на каждой фазе развития индивид должен решить центральную задачу, которая становится доминирующей. Возрастной задачей среднего возраста он определяет достижение зрелости, формирование генеративности (продуктивности, не успокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле, знаменующие переход на более высокий уровень развития. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанные с достижениями потомков.

Основываясь на задачах, поставленными Хэйвигхерстом, Эриксоном и другими психологами перед людьми среднего возраста, нами была составлена анкета для проведения исследования на выявление изменений во взглядах на жизнь, семью, свое «Я»,работу. Так же нашей задачей во время проведения методики было оценить субъективную важность кризиса для каждого отдельного испытуемого.[4,3]

В нашей анкете вопросы с 1 по 7 соответствуют задачам, поставленные Хэйвигхерстом; вопросы с 8 по 13 – задачам, указанным Эриксоном; вопросы с 14 по 18 ориентированы на выявление кризиса идентичности.

Напомним еще раз задачи, которые решают люди, находящиеся в среднем возрасте по Хэйвигхерсту. Задачи среднего возраста:

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

3. Выбор подходящих способов проведения досуга.

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

И по Эриксону:

1. Ответственность за состояние общества, в котором будут жить дети и внуки.

2. Ответственность за сохранение культуры.

3. Забота о близких людях, а не удовлетворение собственных потребностей.

4. Продуктивная деятельность.

Невыполнение поставленных среднему возрасту задач ведет к стагнации, поглощенности собой, инертности и, в результате, к выводам о бессмысленности жизни, к чувству безысходности.

Следующим нашим методом исследования было нестандартизированное интервью. Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

В нашем исследовании во время интервью мы так же проводили проективные методики. Например, просили испытуемых отметить на отрезке, на каком этапе жизненного пути они находятся и прочее.

Использование данной методики позволяет судить о направленности профессиональной деятельности человека, ведущем мотиве работы, а также общем эмоциональном фоне (напряженности протекания кризиса).

Основные результаты исследования и их интерпретация

Анализируя результаты первого анкетирования мы пришли к выводу, что в период зрелости личность приобретает довольно четкие суждения о окружающем мире и собственных поступках. Подобные суждения были сделаны при подсчете ответов. Наша возрастная группа довольно редко использует ответ «не знаю», в большей или меньшей мере преобладает уверенность в своих высказываниях. По полученным нами данным 30% испытуемых само реализовались к зрелому возрасту и не ощущают на себе наступление возрастного кризиса.

Полностью реализовало себя и не испытывают кризиса среднего возраста – 27 % опрашиваемых. Количество людей, которые близки к реализации себя в этом возрасте – это 47 %. 12 % опрашиваемых не полностью готовы к реализации себя в этом возрасте и решению поставленных перед ними жизнью задач. Совершенно не готовы к выполнению поставленных эти возрастом задач 14 % испытуемых.

Отталкиваясь от задач, поставленными Хэйвигхерстом и Эриксоном перед людьми среднего возраста, можно предположить, что 74 % анкетируемых не испытывают кризиса среднего возраста и кризиса идентичности, их жизнь продуктивная и наполнена смыслом.

Остальные 26 % опрашиваемых, можно предположить, так или иначе сталкиваются с трудностями этого возраста в силу каких либо причин, как то: поглощенность своими проблемами, заботами, не участие в социальной жизни общества и в жизни подрастающего поколения, неспособностью принять происходящие в них физиологические перемены и другие проблемы.

dmitr1.tif

Диаграмма: Уровень самореализации испытуемых. Примечание: 47% близки к самореализации, 27% полностью реализовали себя, 14% совершенно не готовы к самореализации, 12% не уверенны в своем выборе.

Ввиду таких данных сложно говорить о всеобщем кризисе, который влияет на людей коренным образом. Как мы видим многие люди, переходя рубеж зрелости не испытывают психологического дискомфорта и оказываются морально готовыми к тем физиологическим и психологическим изменениям, которые являются нормой для этого возраста.

В ходе проведения интервью нами было выяснено, что многие зрелые люди относятся к своему возрасту как к чему-то непривычному и новому. Было заметно, что испытуемые еще не до конца привыкли к новому статусу и зрелость воспринимается как нечто новое и то, что пришло как-то незаметно. Многие из испытуемых говорили о том, что психологически оказались не до конца готовы к своему статусу и мере ответственности. Многим из них сложно привыкнуть к возрасту как цифре т.к. психологически они намного моложе себя ощущают.

Исходя из анализа полученных данных, делаем выводы, что задачи, поставленные Хэйвигхерстом, Эриксоным и Юнгом более 50 лет назад перед людьми среднего возраста, мало отличаются перед задачами, которые и сегодня решают люди, чтобы их жизнь была творческой, продуктивной и наполненной смыслом, приносила радость и пользу им, близким и социуму. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно считать подтвержденной для данной выборки испытуемых.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам, что люди, находящиеся в середине жизни так или иначе должны решить для себя, в чем смысл жизни, что важнее на данном этапе для них: счастье близких людей или свое собственное. Что даст большее удовлетворение в жизни: помощь другим или поглощенность собой. Ведь счастлив более не тот, кто берет, а тот, кто дает, кто чувствует свою необходимость и незаменимость для других. Только принимая активное участие в жизни родных, общества человек может ощутить свою жизнь исполненной смыслом, не чувствовать себя потерянным, оторванным от общества, реализовать свой творческий потенциал, богатый и умудренный жизненным опытом.

Но также не надо упускать из виду то, что анкетирование проводилось на небольшой выборке, что в опросе принимали участие люди с высшим образованием, работающие на высоких должностях, что могло оказать влияние на полученные ответы, так как в силу специфики работы на руководящих должностях, люди становятся более ответственными за принятие своих решений и поступков, отвечают за свои действия. Следовательно, выдвинутую гипотезу можно считать подтвержденной для данной выборки испытуемых.

Исходя их этого, необходимо сделать выводы, что исследование надо продолжить на более многочисленной выборке, привлечь к участию людей с разным уровнем образования, разными профессиями и специальностями, сферами общения и социальным статусом. И уже после полученных и обработанных результатов, можно будет сделать выводы, что является главным в жизни людей среднего возраста.