В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации. Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, включающихся в любой творческий акт, рассматривалось воображение. Большинство исследователей, считают, что воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфичны для данного объекта и наиболее рельефно отражают общую, целостную природу (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, О.М.Дьяченко и др.). Особой формой воображения является мечта. Суть данного вида воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, то есть не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д. Главной особенностью мечты является то, что, она направлена на будущую деятельность, то есть мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении со взрослым ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: в начале действия, а затем – речь. Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры [3]. С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как мечтательность [6]. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. На основе изучения и анализа теоретической литературы мы выделили общее определение «мечты». Мечта – это особый вид, форма воображения, направленное на желаемое будущее, также необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, рисовании, художественном конструировании. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Для выявления особенностей мечты детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении № 141 г. Магнитогорска индивидуальная беседа, которая включала следующие вопросы: «Что такое мечта?», «Зачем люди мечтают?», «О чем ты мечтаешь?», «Что надо сделать для того, чтобы мечта сбылась?». Было опрошено 16 детей. Результаты индивидуальной беседы показали достаточно осознанное восприятие детьми поставленных вопросов.
Настя Л., 6 лет 1) когда человек о чем – то мечтает; 2)люди мечтают для того чтобы им было хорошо; 3) чтоб мне было хорошо; 4) я мечтаю чтоб я была хозяйкой магазина и кафе.
Маргарита Н., 6 лет 1) это когда люди мечтают, чтоб у них что – нибудь такое было; 2) не знаю; 3) я… не охота мне мечтать пока; 4) я … мечтаю, чтоб мне подарили куколку «Винкс».
Ксюша Р., 6 лет 1) это когда, например, хочу, мечтаю об игрушке; 2) чтоб было… не знаю; 3) я хочу какую – нибудь игрушку там; 4) пока ничего.
Катя Н., 5 лет 1) не знаю; 2) ; 3) не знаю; 4) я хочу стать доктором.
Лена Г., 5 лет 1) когда человек мечтает. Мечтает о желаниях; 2) для того чтоб желания сбылось; 3) я мечтаю для того, чтобы мои желания сбылись; 4) я мечтаю стать «Винкс».
Света Г., 5 лет 1) не знаю; 2) тоже не знаю; 3) желания чтоб сбылись; 4) куклу хочу.
Алина М., 6 лет 1) не знаю; 2) люди мечтают… ну не знаю; 3) я мечтаю, чтоб быть красивой, энергичной; 4) мечтаю, чтоб я всегда своих родителей любила.
Яна Д., 6 лет 1) то чего человеку хочется чего – больше всего; 2) чтобы ему было радостнее; 3) я не мечтаю; 4) хочу чтоб подарили сенсорный телефон.
Тагир Т., 7 лет 1) это когда мечтаешь че – нибудь; 2) ; 3) ; 4) я мечтаю стать милиционером.
Владик М., 6 лет 1) это когда они сбываются. Мечта – это все желают, чтоб купили что – то, свою игрушку; 2) потому что им нравится такие вещи. И они мечтают себе купить или подарить; 3) потому что мне эти игрушку нравятся особенно «Бакуганы»; 4) чтоб я полетел в Египет.
Катя Т., 7 лет 1) ну это…то, что я хочу; 2) чтоб мама и папа потом купили это; 3) ну все же мечтают и я мечтаю; 4) платье красивое как у «Винкс», когда они превращаются.
Сережа Б., 6 лет 1) не знаю; 2) чтобы всем было хорошо ; 3) хочу быть военным с пистолетом ; ) не знаю.
Аня Р., 5 лет 1) это когда что – нибудь хочет; 2) не знаю; 3) чтоб было красиво; 4) чтоб мама мне платье купила.
Саша С., 5 лет 1) ну… сам даже не знаю; 2) чтобы желания сбылись; 3) ; 4) это короче нельзя говорить.
Настя И., 5 лет 1) это когда человек, он мечтает; 2) не знаю; 3) не знаю ; 4) я хочу чтобы я стала художником.
Данил Б., 6 лет 1) это когда человек думает, и чтобы это было по – настоящему. Мечтать не вредно; 2) не знаю; 3) чтобы моя мечта сбылась. У меня одна мечта; 4) чтобы у меня была машина.
Сухроб Д., 6 лет 1) не знаю; 2) не знаю; 3) потому что я хочу мечтать. Я серьезно не хочу мечтать; 4) мне игрушку трансформера подарили. Конструктора любого.
Влад Р., 6 лет 1) не знаю; 2) не знаю; 3) не знаю; 4) чтоб подарили вертолет на пульте управления.
Анализ этих ответов в ходе беседы показало, прежде всего, что на обобщенный вопрос дети отвечают конкретно. Дети понимают значение мечты и объясняют это открытостью мира взрослых, но вместе с тем дети считают, что это стыдно, нельзя. На вопрос «О чем ты мечтаешь?» ответ детей был направлен на осуществление своих желаний. Социально–нравственная направленность на других отсутствует (альтруизм). Но, вместе с тем, есть дети, у которых отсутствует мечта и зачастую она приземленная. Мечты, как видно из ответов, имеют конкретное воплощение и нацеливают детей на обращение к взрослому по её реализации. Для создания прочной основы творческой деятельности необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память. Благодаря мечте расширяются границы его познания действительности. Ребенок познает то, что непосредственно на него воздействует: прошлое и будущее, чувства и мысли других людей.