Современные толковые словари, философские справочники и учебники этики определяют дружбу как отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и т.д. [ 1 ].
В большинстве языков значения слов «друг» и « дружба » тесно связаны с понятиями родства, товарищества (особенно воинского) и любви .
Дружба – важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Психологи отмечают, что под влиянием возросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными, дружба вытесняется приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д.
Возрастная динамика дружбы, как и других межличностных отношений, измеряется, прежде всего, степенью её избирательности, устойчивости и интимности. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастают. Так, школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, подростки считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Юноши считают, что друзей не должно быть много: не больше двух. Замечено, что число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей – возрастает. Это говорит о растущей индивидуализации и избирательности дружбы [2].
Дружба является эмоциональной привязанностью. Юноши и девушки 15 – 16 лет тянутся к старшим, дружба со взрослыми для них дорога, однако, результаты опросов говорят, что потребность в дружбе со сверстниками у юношей ещё дороже. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших совсем не выбирают [3].
В исследовании, проведенном А.Е. Белявцевой и Е.В. Крутых, показано, что «для большинства молодёжи дружба является неотъемлемой частью жизни и ценится довольно высоко. Молодые люди готовы помогать своим друзьям, защищать их, радоваться их успехам» [4, С.181].
Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и противоречия этого возраста. Известная неопределённость и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождают желание проверить себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей.
Юность эмоциональна, а юношеский эгоцентризм сужает возможности межличностной коммуникации. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы.
Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям. Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.
В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учёта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между «юношеской» и «взрослой» дружбой неизбежно становятся подвижными и условными.
Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к людям [5].