Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1

Эмоциональный интеллект как самостоятельное образование стали выделять в 90-ые года 20 века. Впервые понятие эмоциональный интеллект было разработано Дж. Мейером и П. Сэловей в 1990 году. Затем многие исследователи, такие как Дэниэл Гоулмен, Рувен Бар-он, активно начали заниматься проблемой и разработкой этого феномена. Эмоциональный интеллектгруппа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих ( Дж. Мейер и П. Сэловей). Согласно результатам исследований Мейера и Сэловея, люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей. Основная мысль их труда заключалась в том, что хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто довольно тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни и деятельности. [2]. В понимании Дж. Мейера и П. Сэловея структуру эмоционального интеллекта составляют 4 компонента: сознательное управление эмоциями, понимание и анализ эмоций, использование эмоций для повышения эффективности деятельности, восприятие, оценка и выражение эмоций.

Исследователи все чаще приходят к выводу: эмоции — это особый тип знаний, который дает человеку возможность успешной адаптации к окружающей среде, а значит соотносится с категорией интеллект. Большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности, многие действия и поступки людей начинают вызывать отчетливый эмоциональный отклик в юношеском возрасте. Также в юношестве появляется способность к сопереживанию, то есть к проявлению эмпатии, а это в свою очередь требует высокого уровня различения эмоций других людей. Эмоциональный интеллект интенсивно развивается в юношестве. В то же время важным показателем общего личностного развития является мотивационная сфера. Термин общее личностное развитие используется рядом авторов как рабочее понятие для описания общей характеристики развития личности в этом возрасте. [2] [3]

В настоящее время основное общее образование в России можно получить в учреждениях разного типа: средние общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, которые предлагают многопрофильное расширенное обучение. Также существует много школ дополнительного образования: музыкальные, художественные, детские театральные школы, которые также решают образовательные задачи.

Мы разделяем позицию Т.П. Березовской, которая делает вывод о том, «что психологическое сопровождение обучения в общеобразовательной школе с театральным уклоном, концептуальной основой которого является положение о развивающих эффектах синтеза художественного и научного познания психики человека, детерминирует эмоциональное развитие личности старшеклассника» [1].

На основе выше изложенного нами поставлена цель: исследовать связь эмоционального интеллекта старшеклассников с общим личностным развитием

Гипотеза: уровень эмоционального интеллекта старшеклассников связан с общим личностным развитием

Объект исследования: эмоциональный интеллект.

Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта старшеклассников с общим уровнем развития в условиях разных образовательных систем. Методики исследования: «Оценка эмоционального интеллекта» Холла, методика свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена; контент – анализ. Для статистической обработки данных использовались математико-статистические методы обработки данных в программном пакете STATISTIСA 6.0.

База исследования: городская средняя общеобразовательная школа и художественно-эстетическая гимназия.

Исследование проходило в октябре 2013 года. В исследовании приняли участие 2 группы старшеклассников (контрольная и экспериментальная), 40 человек, в возрасте от 15 до 16 лет.

Сравнительный анализ полученных данных по исследованию уровня эмоционального интеллекта представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта

Результаты в экспериментальной группе

Результаты в контрольной группе

Высокий уровень

0,00%

0,00%

Средний уровень

60,00%

20,00%

Низкий уровень

40,00%

80,00%

Анализ полученных данных показал, что все старшеклассники имеют отличительные уровни эмоционального интеллекта. Средний уровень проявления эмоционального интеллекта выявлен у большинства старшеклассников экспериментальной группы. Низкий уровень проявления эмоционального интеллекта выявлен у большинства старшеклассников контрольной группы. Высокий уровень эмоционального интеллекта не выявлен ни в одной из групп.

Результаты эмпирического исследования в экспериментальной группе подтверждают различия в характеристиках уровня эмоционального интеллекта и по шкалам.

Анализ результатов по шкале "Уровень эмоциональной осведомленности" свидетельствует, что высокий уровень выявлен у 15% старшеклассников художественной гимназии. Средний уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 65% старшеклассников, низкий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 20% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень управления своими эмоциями" показал, что средний уровень управления своими эмоциями выявлен у 15 % старшеклассников контрольной группы, низкий уровень управления своими эмоциями выявлен у 85% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень самомотивации" свидетельствует о том, что высокий уровень самомотивации выявлен у 30% старшеклассников, средний уровень самомотивации выявлен у 45% старшеклассников, низкий уровень самомотивации выявлен у 25% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень эмпатии" свидетельствует о том, что высокий уровень эмпатии выявлен у 35% старшеклассников, средний уровень эмпатии выявлен у 30% старшеклассников, низкий уровень эмпатии выявлен у 35% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень распознавания эмоций других людей" свидетельствует о том, что высокий уровень распознавания эмоций других людей характерен для 15% старшеклассников, средний уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 55% старшеклассников, низкий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 30% старшеклассников.

Результаты эмпирического исследования в контрольной группе так же подтверждают различия в характеристиках уровня эмоционального интеллекта по шкалам, но при этом выявлены иные тенденции.

Анализ результатов по шкале "Уровень эмоциональной осведомленности" показал, что высокий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 15% старшеклассников, средний уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 20% старшеклассников, низкий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 65% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень управления своими эмоциями" показал, что средний уровень управления своими эмоциями выявлен у 5% старшеклассников, низкий уровень управления своими эмоциями выявлен у 95% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень самомотивации" показал, что высокий уровень самомотивации выявлен у 10% старшеклассников, средний уровень самомотивации выявлен у 15% старшеклассников, низкий уровень самомотивации выявлен у 75% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень эмпатии" показал, что высокий уровень эмпатии выявлен у 20% старшеклассников, средний уровень эмпатии выявлен у 20% старшеклассников, низкий уровень эмпатии выявлен у 60% старшеклассников.

Анализ результатов по шкале "Уровень распознавания эмоций других людей" показал,что высокий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 10% старшеклассников, средний уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 35 % старшеклассников, низкий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 55% старшеклассников.

С целью выявления наличия и тесноты связей компонентов эмоционального интеллекта старшеклассников, обучающихся в условиях разных образовательных систем, осуществлено сравнение результатов испытуемых экспериментальной и контрольной группах.

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2 и 3.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе

p<0,05

 

самомотивация

эмпатия

Распознавание эмоций других людей

эмоциональная осведомленность

0,495279

0,462152

0,576857

управление своими эмоциями

0,486864

0,161713

0,4

самомотивация

-

0,171814

0,633634

эмпатия

0,171814

-

0,581541

 

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа в контрольной группе

p<0,05

 

управление своими эмоциями

Распознавание эмоций других людей

эмоциональная осведомленность

0,526797

0,341020

самомотивация

0,411308

0,529025

эмпатия

0,072954

0,503452

Корреляционный анализ результатов по методике «Оценка эмоционального интеллекта» Холла позволяет выявить ясно выраженную тесноту связей между шкалами у испытуемых экспериментальной группы.

Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с самомотивацией (r=0,495279);

Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с эмпатией (r=0,462152);

Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,576857);

Самомотивация прямо коррелирует с управлением своими эмоциями (r=0,486864);

Самомотивация прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,633634);

Эмпатия прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,581541).

Корреляционный анализ результатов в контрольной группе выявил также ясно выраженную тесноту связей между шкалами, но в других тенденциях.

Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с управлением своими эмоциями (r=0,526797);

Самомотивация прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,529025);

Эмпатия прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,503452).

Сравнение результатов экспериментальной группы и контрольной позволили описать ряд статистически значимых межгрупповых различий: высокую или весьма высокую степень корреляции компонентов эмоционального интеллекта не обнаружили ни одна группа. Обнаружены умеренная и заметная степень корреляции (0,5 — 0,7 по шкале Чеддока).

С целью изучения мотивационной индукции, как показателя общего личностного развития в юношеском возрасте, осуществлено исследование по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена методом контент-анализа. Процентное соотношение доминирующих мотивов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Процентное соотношение доминирующих мотивов

Доминирующие мотивы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Направленность на профессиональную и учебную деятельность

60,00%

23,00%

Направленность на саморазвитие

10,00%

17,50%

Направленность на поддержку коммуникаций

5,00%

17,50%

Стремление к светлому будущему

5,00%

12,00%

Направленность на отдых

10,00%

6,00%

Отказ от деятельности

0,00%

6,00%

Активность,связанная с интимными отношениями

5,00%

6,00%

Стремление к овладению мат. ценностями

5,00%

0,00%

Выбор нескольких доминирующих мотивов

0,00%

18,00%

Результаты контент-анализа по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена в экспериментальной группе следующие:

Доминирующим мотивом для 60% старшеклассников является выбор профессиональной и учебной деятельности. Доминирующим мотивом для 10% старшеклассников является направленность на отдых и развлечения. Доминирующим мотивом для 10% старшеклассников является выбор саморазвития. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является стремление к овладению материальными ценностям. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является активность, направленная на поддержку коммуникаций. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является активность, связанная с личными интимными отношениями. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является стремление к светлому будущему.

Результаты контент-анализа по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена в контрольной группе следующие:

Доминирующим мотивом для 23% старшеклассников является выбор профессиональной и учебной деятельности. Доминирующим мотивом для 17,5% старшеклассников является выбор саморазвития. Доминирующим мотивом для 17,5% старшеклассников является поддержка коммуникаций с окружающими. Доминирующим мотивом для 12% старшеклассников является стремление к светлому будущему и к счастью. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются выбор учебной и профессиональной деятельности и стремление к свободе. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются выбор учебной и профессиональной деятельности и направленность на отдых и развлечения. Доминирующим мотивом для 6% старшеклассников является активность, направленная на отдых. Доминирующим мотивом для 6% старшеклассников является отказ от деятельности. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются саморазвитие, активность, связанная с личными интимными отношениями, стремление к свободе и светлому будущему.

Выводы:

1.Все испытуемые имеют отличительные уровни эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта не выявлен ни в одной из групп испытуемых.

2.Различия в компонентах уровня эмоционального интеллекта присутствуют и в шкалах. У старшеклассников экспериментальной группы выделяется шкала «Уровень самомотивации». У этих старшеклассников выявлен средний (45%) и высокий (30%) уровни. У старшеклассников контрольной группы эти показатели составляют средний (15%) и низкий (75%) уровни. У старшеклассников экспериментальной группы выделяется шкала «Уровень эмоциональной осведомленности». У этих старшеклассников выявлен средний (65%) и высокий (15%) уровни. У старшеклассников контрольной группы эти показатели составляют средний (20%) и низкий (65%) уровни.

3.Согласно результатам получено подтверждение о наличии и тесноте связей компонентов эмоционального интеллекта старшеклассников в связи с обучением в разных образовательных системах. В обеих группах испытуемых обнаружена прямая корреляция эмпатии с распознаванием эмоций других людей и прямая корреляция самомотивации с распознаванием эмоций других людей. Но вместе с тем обнаруживаются отличия: в экспериментальной группе эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с самомотивацией, эмпатией и с распознаванием эмоций других людей, в то время как в контрольной группе эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с управлением своими эмоциями.

4.Мотивационная структура старшеклассников обеих групп имеет свои возрастные особенности. Направленность на профессиональную и учебную деятельность является доминирующим мотивом для старшеклассников экспериментальной группы. В то время как доминирующим мотивом в контрольной группе является направленность на профессиональную и учебную деятельность, что составляет 23% выбора против 60% выбора старшеклассников в экспериментальной группе. Вместе с тем в контрольной группе большой процент выбора (17,5%) составляют мотивы саморазвития и поддержки коммуникаций с окружающими (17,5%). А в экспериментальной группе эта система выборов составляет 10% и 5% соответственно.