Эмоциональный интеллект как самостоятельное образование стали выделять в 90-ые года 20 века. Впервые понятие эмоциональный интеллект было разработано Дж. Мейером и П. Сэловей в 1990 году. Затем многие исследователи, такие как Дэниэл Гоулмен, Рувен Бар-он, активно начали заниматься проблемой и разработкой этого феномена. Эмоциональный интеллект—группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих ( Дж. Мейер и П. Сэловей). Согласно результатам исследований Мейера и Сэловея, люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей. Основная мысль их труда заключалась в том, что хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто довольно тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни и деятельности. [2]. В понимании Дж. Мейера и П. Сэловея структуру эмоционального интеллекта составляют 4 компонента: сознательное управление эмоциями, понимание и анализ эмоций, использование эмоций для повышения эффективности деятельности, восприятие, оценка и выражение эмоций.
Исследователи все чаще приходят к выводу: эмоции — это особый тип знаний, который дает человеку возможность успешной адаптации к окружающей среде, а значит соотносится с категорией интеллект. Большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности, многие действия и поступки людей начинают вызывать отчетливый эмоциональный отклик в юношеском возрасте. Также в юношестве появляется способность к сопереживанию, то есть к проявлению эмпатии, а это в свою очередь требует высокого уровня различения эмоций других людей. Эмоциональный интеллект интенсивно развивается в юношестве. В то же время важным показателем общего личностного развития является мотивационная сфера. Термин общее личностное развитие используется рядом авторов как рабочее понятие для описания общей характеристики развития личности в этом возрасте. [2] [3]
В настоящее время основное общее образование в России можно получить в учреждениях разного типа: средние общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, которые предлагают многопрофильное расширенное обучение. Также существует много школ дополнительного образования: музыкальные, художественные, детские театральные школы, которые также решают образовательные задачи.
Мы разделяем позицию Т.П. Березовской, которая делает вывод о том, «что психологическое сопровождение обучения в общеобразовательной школе с театральным уклоном, концептуальной основой которого является положение о развивающих эффектах синтеза художественного и научного познания психики человека, детерминирует эмоциональное развитие личности старшеклассника» [1].
На основе выше изложенного нами поставлена цель: исследовать связь эмоционального интеллекта старшеклассников с общим личностным развитием
Гипотеза: уровень эмоционального интеллекта старшеклассников связан с общим личностным развитием
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта старшеклассников с общим уровнем развития в условиях разных образовательных систем. Методики исследования: «Оценка эмоционального интеллекта» Холла, методика свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена; контент – анализ. Для статистической обработки данных использовались математико-статистические методы обработки данных в программном пакете STATISTIСA 6.0.
База исследования: городская средняя общеобразовательная школа и художественно-эстетическая гимназия.
Исследование проходило в октябре 2013 года. В исследовании приняли участие 2 группы старшеклассников (контрольная и экспериментальная), 40 человек, в возрасте от 15 до 16 лет.
Сравнительный анализ полученных данных по исследованию уровня эмоционального интеллекта представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта
Уровень эмоционального интеллекта |
Результаты в экспериментальной группе |
Результаты в контрольной группе |
Высокий уровень |
0,00% |
0,00% |
Средний уровень |
60,00% |
20,00% |
Низкий уровень |
40,00% |
80,00% |
Анализ полученных данных показал, что все старшеклассники имеют отличительные уровни эмоционального интеллекта. Средний уровень проявления эмоционального интеллекта выявлен у большинства старшеклассников экспериментальной группы. Низкий уровень проявления эмоционального интеллекта выявлен у большинства старшеклассников контрольной группы. Высокий уровень эмоционального интеллекта не выявлен ни в одной из групп.
Результаты эмпирического исследования в экспериментальной группе подтверждают различия в характеристиках уровня эмоционального интеллекта и по шкалам.
Анализ результатов по шкале "Уровень эмоциональной осведомленности" свидетельствует, что высокий уровень выявлен у 15% старшеклассников художественной гимназии. Средний уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 65% старшеклассников, низкий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 20% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень управления своими эмоциями" показал, что средний уровень управления своими эмоциями выявлен у 15 % старшеклассников контрольной группы, низкий уровень управления своими эмоциями выявлен у 85% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень самомотивации" свидетельствует о том, что высокий уровень самомотивации выявлен у 30% старшеклассников, средний уровень самомотивации выявлен у 45% старшеклассников, низкий уровень самомотивации выявлен у 25% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень эмпатии" свидетельствует о том, что высокий уровень эмпатии выявлен у 35% старшеклассников, средний уровень эмпатии выявлен у 30% старшеклассников, низкий уровень эмпатии выявлен у 35% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень распознавания эмоций других людей" свидетельствует о том, что высокий уровень распознавания эмоций других людей характерен для 15% старшеклассников, средний уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 55% старшеклассников, низкий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 30% старшеклассников.
Результаты эмпирического исследования в контрольной группе так же подтверждают различия в характеристиках уровня эмоционального интеллекта по шкалам, но при этом выявлены иные тенденции.
Анализ результатов по шкале "Уровень эмоциональной осведомленности" показал, что высокий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 15% старшеклассников, средний уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 20% старшеклассников, низкий уровень эмоциональной осведомленности выявлен у 65% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень управления своими эмоциями" показал, что средний уровень управления своими эмоциями выявлен у 5% старшеклассников, низкий уровень управления своими эмоциями выявлен у 95% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень самомотивации" показал, что высокий уровень самомотивации выявлен у 10% старшеклассников, средний уровень самомотивации выявлен у 15% старшеклассников, низкий уровень самомотивации выявлен у 75% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень эмпатии" показал, что высокий уровень эмпатии выявлен у 20% старшеклассников, средний уровень эмпатии выявлен у 20% старшеклассников, низкий уровень эмпатии выявлен у 60% старшеклассников.
Анализ результатов по шкале "Уровень распознавания эмоций других людей" показал,что высокий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 10% старшеклассников, средний уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 35 % старшеклассников, низкий уровень распознавания эмоций других людей выявлен у 55% старшеклассников.
С целью выявления наличия и тесноты связей компонентов эмоционального интеллекта старшеклассников, обучающихся в условиях разных образовательных систем, осуществлено сравнение результатов испытуемых экспериментальной и контрольной группах.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе
p<0,05
самомотивация |
эмпатия |
Распознавание эмоций других людей |
|
эмоциональная осведомленность |
0,495279 |
0,462152 |
0,576857 |
управление своими эмоциями |
0,486864 |
0,161713 |
0,4 |
самомотивация |
- |
0,171814 |
0,633634 |
эмпатия |
0,171814 |
- |
0,581541 |
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа в контрольной группе
p<0,05
управление своими эмоциями |
Распознавание эмоций других людей |
|
эмоциональная осведомленность |
0,526797 |
0,341020 |
самомотивация |
0,411308 |
0,529025 |
эмпатия |
0,072954 |
0,503452 |
Корреляционный анализ результатов по методике «Оценка эмоционального интеллекта» Холла позволяет выявить ясно выраженную тесноту связей между шкалами у испытуемых экспериментальной группы.
Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с самомотивацией (r=0,495279);
Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с эмпатией (r=0,462152);
Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,576857);
Самомотивация прямо коррелирует с управлением своими эмоциями (r=0,486864);
Самомотивация прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,633634);
Эмпатия прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,581541).
Корреляционный анализ результатов в контрольной группе выявил также ясно выраженную тесноту связей между шкалами, но в других тенденциях.
Эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с управлением своими эмоциями (r=0,526797);
Самомотивация прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,529025);
Эмпатия прямо коррелирует с распознаванием эмоций других людей (r=0,503452).
Сравнение результатов экспериментальной группы и контрольной позволили описать ряд статистически значимых межгрупповых различий: высокую или весьма высокую степень корреляции компонентов эмоционального интеллекта не обнаружили ни одна группа. Обнаружены умеренная и заметная степень корреляции (0,5 — 0,7 по шкале Чеддока).
С целью изучения мотивационной индукции, как показателя общего личностного развития в юношеском возрасте, осуществлено исследование по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена методом контент-анализа. Процентное соотношение доминирующих мотивов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Процентное соотношение доминирующих мотивов
Доминирующие мотивы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Направленность на профессиональную и учебную деятельность |
60,00% |
23,00% |
Направленность на саморазвитие |
10,00% |
17,50% |
Направленность на поддержку коммуникаций |
5,00% |
17,50% |
Стремление к светлому будущему |
5,00% |
12,00% |
Направленность на отдых |
10,00% |
6,00% |
Отказ от деятельности |
0,00% |
6,00% |
Активность,связанная с интимными отношениями |
5,00% |
6,00% |
Стремление к овладению мат. ценностями |
5,00% |
0,00% |
Выбор нескольких доминирующих мотивов |
0,00% |
18,00% |
Результаты контент-анализа по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена в экспериментальной группе следующие:
Доминирующим мотивом для 60% старшеклассников является выбор профессиональной и учебной деятельности. Доминирующим мотивом для 10% старшеклассников является направленность на отдых и развлечения. Доминирующим мотивом для 10% старшеклассников является выбор саморазвития. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является стремление к овладению материальными ценностям. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является активность, направленная на поддержку коммуникаций. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является активность, связанная с личными интимными отношениями. Доминирующим мотивом для 5% старшеклассников является стремление к светлому будущему.
Результаты контент-анализа по методике свободных сочинений-описаний, мотивационной индукции Нюттена в контрольной группе следующие:
Доминирующим мотивом для 23% старшеклассников является выбор профессиональной и учебной деятельности. Доминирующим мотивом для 17,5% старшеклассников является выбор саморазвития. Доминирующим мотивом для 17,5% старшеклассников является поддержка коммуникаций с окружающими. Доминирующим мотивом для 12% старшеклассников является стремление к светлому будущему и к счастью. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются выбор учебной и профессиональной деятельности и стремление к свободе. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются выбор учебной и профессиональной деятельности и направленность на отдых и развлечения. Доминирующим мотивом для 6% старшеклассников является активность, направленная на отдых. Доминирующим мотивом для 6% старшеклассников является отказ от деятельности. Доминирующими мотивами для 6% старшеклассников являются саморазвитие, активность, связанная с личными интимными отношениями, стремление к свободе и светлому будущему.
Выводы:
1.Все испытуемые имеют отличительные уровни эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта не выявлен ни в одной из групп испытуемых.
2.Различия в компонентах уровня эмоционального интеллекта присутствуют и в шкалах. У старшеклассников экспериментальной группы выделяется шкала «Уровень самомотивации». У этих старшеклассников выявлен средний (45%) и высокий (30%) уровни. У старшеклассников контрольной группы эти показатели составляют средний (15%) и низкий (75%) уровни. У старшеклассников экспериментальной группы выделяется шкала «Уровень эмоциональной осведомленности». У этих старшеклассников выявлен средний (65%) и высокий (15%) уровни. У старшеклассников контрольной группы эти показатели составляют средний (20%) и низкий (65%) уровни.
3.Согласно результатам получено подтверждение о наличии и тесноте связей компонентов эмоционального интеллекта старшеклассников в связи с обучением в разных образовательных системах. В обеих группах испытуемых обнаружена прямая корреляция эмпатии с распознаванием эмоций других людей и прямая корреляция самомотивации с распознаванием эмоций других людей. Но вместе с тем обнаруживаются отличия: в экспериментальной группе эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с самомотивацией, эмпатией и с распознаванием эмоций других людей, в то время как в контрольной группе эмоциональная осведомленность прямо коррелирует с управлением своими эмоциями.
4.Мотивационная структура старшеклассников обеих групп имеет свои возрастные особенности. Направленность на профессиональную и учебную деятельность является доминирующим мотивом для старшеклассников экспериментальной группы. В то время как доминирующим мотивом в контрольной группе является направленность на профессиональную и учебную деятельность, что составляет 23% выбора против 60% выбора старшеклассников в экспериментальной группе. Вместе с тем в контрольной группе большой процент выбора (17,5%) составляют мотивы саморазвития и поддержки коммуникаций с окружающими (17,5%). А в экспериментальной группе эта система выборов составляет 10% и 5% соответственно.