Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В современных социокультурных условиях к человеку предъявляются повышенные требования к собственным возможностям как субъекта деятельности, субъекта развития, субъекта бытия и со-бытия с Другим. В связи с этим особое значение приобретает более глубокая научная рефлексия феномена субъекта и становления человеческой субъектности.

Во-первых, актуальность для Социума, как интегрированного субъекта, обусловлена его потребностью в становлении человеческой субъектности, так как именно субъект обеспечивает эволюцию Социума. Во-вторых, осознаётся тот факт, что единственная возможность противостоять различного вида и масштаба угрозам может только общность людей как «коллективный субъект», обладающий активностью, целостностью. В-третьих, имеет место понимание того, что становление творческой, активной, деятельной личности невозможно без становления, в свою очередь, субъектности, актуализирующей возможности человека как автора собственной жизни.

Именно поэтому в настоящее время субъектный подход, применяемый к изучению психологической реальности индивида, приобретает статус приоритетного. Субъектность, с одной стороны, становится методологическим принципом в психологическом исследовании личности, а с другой, является предметом познания.

В развитии современной идеологии дошкольного образования субъектная парадигма также является перспективной как объясняющая уникальность и самоценность дошкольного детства. Многие авторы (Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.А. Татенко, О.В. Суворова, Ю.А. Варёнова, Н.А. Большунова и др.) характеризуют дошкольный возраст как сенситивный для становления субъектности. В современных условиях дошкольное образование призвано создать предпосылки к становлению атрибутивных характеристик субъектности как устойчивых личностных свойств, реализующихся в отдалённой перспективе субъектогенеза. Индивидуализация, гуманизация отечественного образования в рамках его активной модернизации, усиление процессов интеграции в образовании также формируют запрос на психолого-педагогическое изучение факторов становления субъектности личности ребёнка, в том числе и в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения. В целом знание оснований, механизмов, факторов, условий становления субъектности дошкольника позволит эффективно интегрировать педагогическую деятельность и психологическое сопровождение субъектного становления дошкольника в ДОУ.

В связи с этим цель нашего исследования заключается в выявлении факторов становления субъектности старшего дошкольника в дошкольном образовательном учреждении.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

– на основе научных подходов к изучению субъектности в философии, психологии и педагогике уточнить сущность субъектности как психологического явления и содержание субъектности как педагогического понятия;

– разработать содержательную характеристику понятия «становление субъектности современного дошкольника»;

– на основе анализа теории и практики образовательного процесса в ДОУ определить современные тенденции в организации деятельности детей старшего дошкольного возраста и их влияние на становление субъектности дошкольника;

– эмпирически изучить особенности субъектных проявлений старшего дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ.

Понятие «становление субъектности старшего дошкольника» рассматривается через такие критерии субъектности как активность, опосредствованность, автономность, креативность. На практике это можно наблюдать в проявлении активности познавать и преобразовывать действительность; любознательности; самостоятельности; способности инициировать деятельность, общение; проявлении способности управлять своим поведением; достигать цели; в успешном взаимодействии в общности детей и со взрослым; ценностном отношении к себе и др.

В исследовательской работе предпринята также попытка раскрытия содержания рассматриваемого понятия через призму сфер индивидуальности человека с позиций старшего дошкольного возраста.

Поскольку объектом исследования является образовательная среда ДОУ, призванная обеспечить становление субъектности дошкольника, разрабатывается модель её экспертной оценки на основе теоретико-концептуальных положений полисубъектной коммуникативно-познавательной среды, описанных О.В. Суворовой (2012 г.)

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена описанием и научным обоснованием факторов становления субъектности старшего дошкольника в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих целостный подход к образованию и воспитанию ребёнка-дошкольника.

Практическая значимость исследования определяется главным образом значением выявленных факторов субъектности для организации образовательной и воспитательной деятельности с целью развития субъектности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

В качестве планируемых результатов выступают: выявленный комплекс признаков субъектности, учитывающих возрастные особенности современных дошкольников и условия их проявления в образовательной среде ДОУ; характеристика современных тенденций в организации деятельности детей старшего дошкольного возраста; классификация факторов становления субъектности старших дошкольников в образовательной среде ДОУ на основе субъектно-деятельностного и гендерного подходов, модель структуры субъектности старшего дошкольника на основе сфер индивидуальности, модель экспертной оценки образовательной среды ДОУ на предмет обеспечения становления субъектности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.