Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Физиология развивающего организма - традиционное направление, ведущее своё начало от основоположников отечественной физиологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е Введенского, А.А. Ухтомского, Л.А. Орбели, которые придавали большое значение сравнительно-физиологическому аспекту исследований В настоящее время для изучения интегративных процессов деятельности головного мозга активно исследуются механизмы поведенческих реакций (И.П. Павлов, Л.А. Орбели, П.К. Анохин, К.В. Судаков).

Одной из отличительных черт молодого поколения XXI века является большая степень подверженности влиянию факторам окружающей среды. В связи с этим значительно возрастает актуальность проблемы физического, социального и психофизиологического здоровья детского, подросткового и юношеского населения. Тревожно нарастающие в последнее десятилетие тенденции ухудшения физического и психофизиологического развития детей и подростков. В связи с этим увеличивается количество типов и видов школ с коррекционно-педагогической направленностью. Требуется большее количество педагогов-дефектологов, которым необходимы общие знания по анатомии и физиологии детей и подростков в норме и патологии. Одним из перспективных и необходимых направлений совершенствования и оптимизации подготовки студентов данного профиля является продуманная профилизация преподавания соответствующих дисциплин.

Предмет «Возрастной анатомии и физиологии» изучается студентами в первом семестре первого курса в педагогических вузах, на специализированных факультетах он является экзаменационным. Во втором семестре следует «Курс нейрофизиологии с основами высшей нервной деятельности», который тоже нужно преподавать в онтогенетическом аспекте. Особенно возрастает значимость данных дисциплин при модульно-рейтинговой системе обучения.

В процессе изучения данных дисциплин студенты должны знать: 1. Особенности изучаемых предметов, их цели, задачи и значение для своей будущей профессиональной деятельности; 2. Основные этапы развития физиологических дисциплин и роль отечественных, зарубежных учёных в их развитии, с учётом регионального компонента; 3. Основные закономерности функционирования, механизмов регуляции деятельности клеток, тканей, органов здорового организма в возрастном аспекте; 4. Сущность методик исследования различных функций органов;

Руководящими положениями при составлении данных учебных программ явились следующие: 1. Дать будущим коррекционным педагогам основной минимум знаний по физиологическим дисциплинам, составляющие основы коррекционной педагогики и специальной психологии: понятие «нормы» и «нарушений» (гомеостазиса), физического развития, причины и биологические механизмы сложных отклонений психофизиологического развития детей; 2. Понятия «здоровье - нездоровье - болезнь» и пограничных состояний; 3. Научить будущих коррекционных педагогов в своей дифференциально-диагностической работе с аномальными детьми использовать понятие «нормы», а также применять их в консультативно-диагностической и методической работе с семьей и педагогами специализированных детских дошкольных учреждений и школ; 4. Дать коррекционному педагогу необходимый минимум знаний для грамотно-ответственного участия в профилактической и лечебно-оздоровительной работе с детьми.

Здоровье человека является главной ценностью человеческого общества. Школа и общество - это единое целое, поэтому любое изменение ситуации в обществе сказывается на развитии школьного сообщества. Важными показателями, определяющими возможности учащихся в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Специфика физического развития ребёнка, состояния его опорно-двигательного аппарата, биологического созревания и полового развития оказывается непосредственное влияние на функционирование всех систем организма и является важным критерием здоровья. Влияние образовательного процесса на здоровье учащихся школ различных типов определяется уровнем их адаптации к окружающей школьной среде, изучение которого связано, прежде всего, с диагностикой функциональных состояний. Учитывая биосоциальную сущность человека, ученые рассматривают здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными механизмами (Лисицын Ю.П., 1982). В настоящее время выделяют пять основных характеристик состояния здоровья:

  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Резервные возможности основных физиологических систем;
  • Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
  • Наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Каждый из названных признаков представляет собой самостоятельную качественную единицу, которая имеет своё количественное выражение. В зависимости от этого (степени развития, проявления) они могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма.

Возрастной аспект здоровья определяется тем, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические черты, поэтому для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту морфофункциональной организацией и социальной ролью. Индивидуальный аспект здоровья связан с количественным подходом к его оценке и понятием нормы. Норму можно рассматривать как эволюционно сложившийся диапазон колебаний показателей, характеризующих структурно-функциональное состояние организма (гомеостазиса).

Это обусловлено как изучением других дисциплин медико-биологического профиля, так и дальнейшей работой в специализированных и образовательных учреждениях. Педагог - дефектолог обязан знать особенности развития детского организма, представлять взаимосвязь и взаимозависимость функций, органов, и тканей, необходимость организации правильного и рационального режима дня, питания, обучения, отдыха и сна, особенно в специализированных образовательных учреждениях в возрастном аспекте, биоритма жизни и влияния окружающей среды на развитие детей и подростков. Педагог-дефектолог как никто другой должен активно использовать здоровьесберегающие технологии, которым в настоящий период отводится одно из ведущих мест. Занятия по данным физиологическим курсам предполагают плавный переход и усложнение структуры дисциплины, при обязательной организации самостоятельной работы студентов вне ВУЗа с выполнением практических заданий. Часть теоретических знаний уточняются и углубляются студентами в процессе деятельности вне ВУЗа. Практические и самостоятельные занятия закрепляют и расширяют знания и навыки студентов, полученные на лекциях и в процессе прохождения лабораторного практикума, знакомят их с натуральными препаратами, муляжами, таблицами. На итоговом занятии проводится обсуждение полученных знаний, что помогает студентам закрепить теоретический материал. Тестирование знаний и умений студентов, контрольные вопросы и задания, которыми завершается каждая тема, позволяет контролировать степень усвоения и углубления изучаемого материала.