В настоящее время проблема надежности «человека - оператора» особенно актуальна в связи с тем, что в ряде операторских профессий деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут не только обусловливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на соматическое и психическое здоровье человека. В связи с значительным усложненнием системы «водитель - автомобиль – дорога - среда» существует проблема повышения надежности водителя т. к. она затрагивает практически каждого человека.
Любое дорожно-транспортное происшествие является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий скорости, дистанции, интервала и др. Только водитель определяет: быть дорожно транспортному проишествию или не быть. Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно. Можно предположить: чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности. Поэтому надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.
Основу надежности водителя составляют медико-биологическая надежность и психологическая надежность (психическая регуляция).
В основе психологической надежности на наш взгляд лежит такие психологические характеристики водителя как склонность к риску и психоэмоциональная устойчивость.
Под склонностью к риску мы будем понимать показатель социально-психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Пихоэмоциональная устойчивость - это способность не повышать психоэмоциональную напряженность в экстремальной ситуации.
Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи между склонностью к риску и психоэмоциональной устойчивостью у водителей, в возрасте от 18 до 26 лет, выборка составила 32 человека. Исследование проводилось с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-9К» Ю.А. Цагарелли. Были взяты методы диагностики: склонность к риску и психоэмоциональная устойчивость. На осноеинтерьвью выяснялось так же количестов аварийных и потенциально аварийных ситуаций в которых побывали испытуемые.
В процессе эмпирического исследования мы получили процентные соотношения. Склонность к риску показало следующие результаты: очень высокий - 56,25% высокий - 43,75%. По психоэмоциональной устойчивость дало следующие результаты: отличный - 50%, высокий - 40,6%, средний - 9,4%.
В ходе исследования было выявлено, что показатели склонности к риску и психоэмоциональная устойчивость у водителей взаимосвязаны.
На основании полученных данных можно судить о том, что склонность к излишнему риску имеют водители с более высокими показателями психоэмоциональной устойчивости, либо рискованные ситуации их меньше тревожат. Также большее стремление к риску проявляют водители, которые плохо владеют методами и техникой саморегуляции психоэмоциональных состояний.