Необходимым компонентом современной системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального потенциала учащихся выступает школьная психологическая служба. В настоящее время существует множество различных подходов к организации школьных психологических служб в системе образования. Наиболее интересными из которых являются концепции, предлагаемые Л.М. Фридманом, Р.М. Битяновой, Р.В. Овчаровой. Существующее многообразие моделей психологических служб не является противоречивым, скорее они дополняют друг друга.
Важнейшими условиями эффективности работы психологической службы является правильное понимание педагогом и психологом сущности их профессионального взаимодействия. Школьный учитель нуждается в сотрудничестве с психологом так же сильно, как и психолог в сотрудничестве с учителем. Помощь психолога учителю может заключаться в форме обучения учителя методам отслеживания результатов развитости, обучаемости и обученности ученика, а также применению психологических рекомендаций в практической деятельности. Учителям необходимо расширять свои психолого-педагогических знания, так как зачастую, они не достаточно компетентны в вопросах психологии, в частности, психодиагностики.
Психодиагностическая деятельность педагога имеет динамический характер, так как учитель чаще, чем психолог встречается с учениками, видит их проявления в различных ситуациях. Психолог же в основном осуществляет диагностику – констатирующую [1].
Для успешного осуществления психодиагностики необходимо не только вооружить учителя необходимыми методиками для изучения школьников, учебно-воспитательного процесса. Необходимо, чтобы учитель владел диагностической деятельностью, умел мыслить диагностическими категориями. Важно, чтобы психодиагностическая культура стала особым видом профессионально-педагогической культуры учителя [4, с.70].
Таким образом, полноценная работа педагога и психолога по реализации психодиагностической деятельности может быть обеспечена только при совместной работе. Это достигается принципиальным равенством позиций психолога и педагога в рамках школьной психологической службы, их взаимным уважением друг к другу, как к профессионалам.
Таким образом, психологическую службу в школе невозможно представить без самого активного участия в ней школьного педагога, на плечи которого ложиться значительный объем практической работы психодиагностического характера. Успех в деятельности психологической службы напрямую зависит от позитивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, в том числе и с педагогом.