Жизнь на каждом шагу перед старшеклассником ставит задачи различной сложности, которые необходимо ему решать. К ним относится и выбор профессии. Процесс самоопределения в годы ранней юности, совпадающей с обучением в старших классах, составляет основное содержание развития личности на этот период. По мнению многих исследователей, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. Особое значение эта проблема приобретает в профессиональном самоопределении.
Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников осуществлялось с использованием следующих методик: методика Е. А. Климова дифференциальный диагностический опросник (ДДО) для определения профессионального самоопределения старшеклассников; методика, разработанная Роговом М.Г. для выявления ценностных ориентаций старшеклассников. В исследовании приняли участие 50 старшеклассников.
Склонность к группе профессий «Человек – Природа» показало 26% учащихся; 14% выбрали группу профессий «Человек – Техника»; 34 % склонны к группе профессий «Человек – Человек»; 12 % - «Человек – Знаковая» система и 14 % предпочли группу профессий «Человек – Художественный образ». Большинство старшеклассников проявили склонность к профессии типа человек-человек. Что говорит о хороших коммуникативных способностях учащихся их желании связать свою дальнейшую деятельность работой с людьми.
Определение характерного содержания системы ценностей показало, что все старшеклассники ориентированы на общечеловеческие ценности личностного счастья. 50,82% испытуемых выбирают ценности социального взаимодействия, 35,68% учащихся – ценности социальной успешности. И только 7,40 % учащихся старших классов выбирают ценности индивидуальной самореализации. Общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, дружная семья) и ценности социального взаимодействия (дружба, интересная работа и т.д.) играют очень важную роль в структуре ценностных ориентаций современных старшеклассников. Социальная успешность и индивидуальная самореализация не являются предпочитаемыми ценностями, хотя и имеют определенную выраженность в структуре ценностей.
Для исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников были рассмотрены ценности по группам профессий. Дисперсионный анализ данных показал, что существенных различий в ценностной структуре групп профессий выбранных старшеклассниками не наблюдается, но можно выделить несколько ценностей, которые больше или меньше значимы для старшеклассников в некоторых группах.
Просматриваются различия влияния некоторых ценностей старшеклассников на группы. Так на группу человек – природа (D= 0,61) уравновешенность как ценность влияет больше чем на группу человек – техника (D= 0), человек – знаковая система (D= 0). На группу человек – природа (D= 0,71) оценка влияния ценности признание и уважение больше чем на группу человек – знаковая система (D= 0,12). У групп человек – человек (D= 0,49) и человек – художественный образ (D= 0) различаются влияние ценности власть. Высокое положение в обществе больше влияет на группу человек - художественный образ (D= 0,69) чем на группу человек – знаковая система (D= 0,12). Равенство и справедливость больше влияют на группу человек – техник (D= 0,48), и меньше влияют на группу человек – знаковая система (D= 0).
Таким образом, можем сделать вывод о том, что небольшое влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников оказывают социальные ценности (признание и уважение, власть, высокое положение в обществе, равенство и справедливость). Значит, на эти ценности можно опираться при работе направленной на профессиональное самоопределение старшеклассников.