Современный мир – это мир непрерывного технологического и научного прогресса. Благодаря средствам коммуникации, мы ежедневно сталкиваемся с рекламными роликами. Существует достаточно много критериев, по которым можно классифицировать рекламу. Социальная реклама как средство массовой коммуникации призвана осуществлять такие функции, как информационную, адаптивную, воспитательную, гуманистическую и т.д. Любой же социальный рекламный видеоклип — это не только информация, это, прежде всего, несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. И мне бы хотелось сделать акцент на том, влияет ли данная реклама на настроение людей по мере ее просмотра.
Наше исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Испытуемыми выступали студенты 4 курса факультета психологии и педагогики. Средний возраст испытуемых составляет 21 год. В исследовании нами была использована методика - Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (В.А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников). Данный тест предоставлялся до и после просмотра рекламных социальных роликов. Тематика социальной рекламы – родители и наше отношение к ним («Мамы ждут нас», «Папы»). При первом предъявлении теста респонденты показали следующие результаты. Высокие показатели самочувствия наблюдаются у 80% испытуемых, что составляет 24 человека из всей выборки. Средние показатели присущи 20% респондентов (6 человек). Низкие же показатели отсутствуют вовсе. Высокие показатели активности характерны для 33% выборки (10 человек), средние показатели активности имеют 67% испытуемых (20 человек). Низкие результаты не наблюдаются. Настроение группы испытуемых в целом высокое, об этом говорят показатели – 70% (21 человек), и лишь 30% выборки (9 человек) имеют средние значения по данной шкале. Результаты свидетельствуют о том, что у респондентов, в обычных для них условиях, преобладают хорошее самочувствие, высокая жизненная активность, а также повышенное настроение с проявлениями различных положительных эмоций. Для большинства испытуемых данное психоэмоциональное состояние является повседневным. Такой вывод можно сделать исходя из каждодневных наблюдений, а также благодаря комментариям самих испытуемых. Результаты же второго замера, после просмотра рекламных социальных роликов, претерпели некоторые изменения. Высокие показатели самочувствия наблюдаются у 60% респондентов (18 человек), средние у 36,6% (11 человек) и низкие у 3,4 % (1 человек). Высокие результаты по шкале активность у 63,3% испытуемых (19 человек), средние – 30% (9 человек), низкие – 6,7% (2 человека). Настроение же испытуемых тоже изменилось. Высокие показатели наблюдаются у 50% (15 человек), средние – 40% (12 человек), низкие – 10% (3 человека). Гипотеза нашего исследования имеет следующую трактовку - социальная реклама, воздействуя на эмоциональную сферу потребителя, изменяет ее в сторону понижения настроения. Для определения эффективности воздействия социальной рекламы на настроение студенческой группы, мы выбрали критерий знаков, который дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной однородной выборки. После проведения математических расчетов, нами была подтверждена гипотеза. Полученный в эксперименте общий отрицательный сдвиг, который соответствует ухудшению настроения после просмотренных видеороликов, статистически достоверен. Зафиксированные в эксперименте изменения не случайны и значимы на 1% уровне. После просмотра видеороликов настроение изменилось у 83% испытуемых в отрицательную сторону, и лишь у 17% настроение осталось прежним либо изменилось в положительную сторону. Данные изменения можно объяснить тем, что в социальных рекламных роликах действительно была задета очень востребованная тема – взаимоотношения между родителями и детьми. В независимости от возраста каждый из нас остается тем маленьким ребенком, которого растили наши мамы и папы. Таким образом, хочется сказать, что социальная реклама – это своеобразный регулятор жизненных ценностей человека. Именно после просмотра таких роликов меняется самосознание, настроение, взгляды людей на затронутую проблему в целом.