Сегодня профессия психолога становится массовой. Однако профессиональная психологическая деятельность не складывается из отдельных знаний, умений и навыков, она основывается на правильном представлении целей, возможностей, ограничений и принципов профессиональной деятельности. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют путь человека в профессии, в жизни. Рефлексия является профессионально важным качеством психолога, следовательно, к уровню ее развития у студентов-психологов, предъявляются повышенные требования.
В результате эмпирического исследования рефлексии и рефлексивных возможностей в процессе обучения студентов-психологов третьего и пятого курсов, были получены следующие данные: низкий уровеньрефлексивности представлен у 54% обучающихся на третьем курсе, у студентов пятого курса он составляет 39%. Данные лица, в меньшей степени задумываются над собственной деятельностью и поступками других людей, выясняют причины и следствия своих действий, как в прошлом, так и в настоящем, и будущем. Также данный уровень рефлексивности может быть свойствен лицам по уровню саморазвития, которые имеют результат «ниже среднего» и «низкий». У третьего курса он составляет 25%, у пятого курса 39%. Они также характеризуются: ситуативной мотивацией учения; отсутствием стремлений к профессиональному совершенствованию; незаинтересованностью в получении новой информации; затруднениями в определении сущности процесса обучения; отсутствием потребности в профессиональных знаниях, а также отсутствием стремление к осмыслению и анализу явлений собственного сознания и деятельности.
Средний уровеньрефлексивности выявлен у студентов третьего курса у 46% и у пятого 58%. Группе с показателем данного уровня рефлексивностисвойственно анализировать и обдумывать свои поступки и при желании тщательно планировать свою деятельность. Так же они могут посмотреть на себя со стороны, и оценить себя в глазах другого человека. Но не всегда пользуются этим, или пользуются не в полной мере.В эту группу, вошли студенты со средним уровнем саморазвития (третий курс – 64%, пятый курс – 49%), которым свойственно присутствие как внутренней, так и внешней мотивации в учебной деятельности, мотивации на получение хороших отметок; положительно окрашенное отношение к карьере; ситуативность включения в получение знаний; убежденность в значимости процесса, но не понимание путей его достижения; поверхностные знания; присутствие элементов самостоятельности в «добывании» знаний; попытки проектирования, самоанализа и самооценки своих действий.А также, в данную группу вошли студенты с уровнем саморазвития «выше среднего» (11% третьего курса, и 9% у пятого курса). Они характеризуются наиболее полным и адекватным пониманием сущностных особенностей своей личности и педагогической деятельности, адекватной самооценкой, высоким уровнем гностических и перцептивно-рефлексивных умений, а также наличием активного стремления к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию.
Высокий уровень рефлексивности имеется только у 3% испытуемых обучающихся на пятом курсе, следовательно, и высокий уровень стремления к саморазвитию. Это связано с тем, что студент саморазвивается в каком – либо направлении своей деятельности и к чему-то стремится.
Очень высокий уровень саморазвития не выявлен, это может быть связано с тем, что это только начальные ступени саморазвития, ведь очень высокий уровень саморазвития можно достичь, будучи более зрелой сформировавшейся личность, профессионалом в своей деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что уровень рефлексивности к пятому курсов у студентов-психологов повышается, что может свидетельствовать, о сознательности учения, тем более что для студентов психологических специальностей, сфера будущей деятельности и основная сфера профессиональных компетенций, формирующихся у студентов, лежат в системе «Человек - Человек» и требуют тщательного и вдумчивого отношения студентов к изучаемым дисциплинам и к своей личности в целом.