Принадлежа к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социо-психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Активность врача в условиях профессионального стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления.
В работе рассматриваются результаты исследований и лонгитюдного эксперимента, проведенных на различных экспериментальных базах: Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА), Елабужской центральной районной больницы (ЦРБ) республики Татарстан - Поликлиника ГАУЗ, Детская поликлиника.
Для диагностики особенностей комплексов ПВК у врачей специальности лечебное дело была разработана анкета «Профессионально важных качеств». Анкета была разработана на основе изученных профессиограмм врачей. Определены психические качества, имеющие решающее значения для становления профессионала. Для качественного определения различий между тремя группами (врач, интерн, студент) был применен коэффициент ранговой корреляции rsСпирмена.
Анализируя, данные полученные о ПВК врачей, интернов и студентов по специальности лечебное дело можно сделать следующие выводы: существую различия между профессионально важными качествами врачей на разных этапах. Так, например, врачи со стажем на первое место поставили высокое чувство ответственности, интерны - развитое аналитическое мышление, студенты – высокую концентрацию внимания.
Интерпретируя данные корреляционного анализа между врачами и интернами специальности лечебное дело выявлены различия, это можно объяснить тем, у что интернов нет достаточного опыта выполнения профессиональной деятельности, он умеет успешно справляться с основными профессиональными функциями, но пока он не обрел своего индивидуального неповторимого стиля деятельности, как врачи со стажем.
Данные корреляционного анализа между врачами и студентами показали, что есть различия в профессионально важных качествах. Это можно объяснить тем, у что студентов нет четкого представления о многих тонкостях работы, у них сформированы профессиональные знания, умения и навыки в процессе обучения вузе, но нет специальных качеств, позволяющие им ориентироваться в профессиональной области, в отличие от врачей со стажем.
Сравнивая результаты корреляционного анализа между интернами и студентами можно утверждать, что у интернов и студентов нет значимых различий в профессионально важных качествах. Это можно объяснить тем, что студенты и интерны находятся только в начале своего профессионального пути. По мере освоения профессии личность постепенно погружается в профессиональную среду и у нёе начинают формироваться индивидуальные технологии выполнения профессиональной деятельности. Лишь дальнейшее повышения квалификации, выработка собственной профессиональной позиции позволяет специалисту перейти на уровень мастера.
Таким образом, выпускники медицинской академии и молодые специалисты в основном направлены на социально-профессиональную адаптацию, на приобретение профессионального опыта и вхождение в профессию. Специалист же со стажем обладают творческим потенциалом, он выделяется специальными качествами, умениями, индивидуальным стилем деятельности. Качественный анализ профессионально важных качеств показал, студенты и интерны на своем уровне профессионального развития пока не достигли того профессионализма, который свойственен врачам со стажем.