2014 год в Россииобъявлен годом культуры, в связи с чем, основными задачами государственной деятельности являютсяпроведение мероприятий, ориентированных на усовершенствование технической и информационной базы объектов культуры, увеличение социальной поддержки людей, задействованных в культурной сфере, особенно тех, кто проживает в сельской местности.
На сегодняшний день в европейских странах около 20-30% общего дохода от туристической деятельности приносит сельский туризм, который представляет собой отдых в сельской местности в гостевых домах («мини-гостиницах»), созданных сельской семьей1.
В настоящее время доля сельского туризма в туриндустрии России составляет, по экспертным оценкам, всего лишь 1,5-2%2. Хотя развитие этой отрасли рассматривается как очень важный ресурс для субъектов РФ. Это подтверждается общегосударственнымизадачами, обозначенными в государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2567-р от 27.12.2012 г., Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2071-р от 8.11.2012 г., Концепции развития сельского туризма в Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области №541 от 27.10.2010 г.3
Современное провинциальное пространство Самарской области обладает благоприятным природно-климатическим и историко-культурным потенциалом для развития сельского туризма в регионе. Так, в Самарской области мягкий и приятный климат, чистый воздух, уникальная природа. Сельская местность богата большим количеством исторических, археологических и культурных памятников, гостевых домов, усадеб, кемпингов и туристических маршрутов.
Учитывая наличие такого разнообразия туробъектовна селе в Самарской области, возникает вопрос о необходимости развития сельского туризма в регионе.
В связи с чем, в июне-августе 2013 г. ООО МИП «ИнАгроС» было проведено социологическое исследование спроса населения на услуги сельского туризма в Самарской области.
Общий объем выборки составил 500 респондентов из разных городов региона: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань.Основная масса опрошенных – 85% в возрасте от 18 до 50 лет. 80% респондентов относятся к интеллигенции, причем более 60% - служащие (работники сферы образования, медицины, юристы, экономисты, программисты, инженеры), а также магистранты, аспиранты и студенты 4-5 курсов экономических и технических специальностей.
В результате было выявлено, что более 40% городского населения готовы отправиться на отдых в сельскую местность.
Однако 73% респондентов не предполагают о существовании такого вида туризма как сельский (см. рис. 1). Из каждых 100 человек только 34 знают о таком виде туризма, 50 – даже не слышали, а 16 – только немного слышали (могут понимать ошибочно).
Более половины опрошенных хотели бы познакомиться с местными достопримечательностями, узнать особенности культурных традиций сельского населения.
Подавляющее большинство респондентов отдало предпочтение летнему периоду отдыха (63%), когда большинство населения находится в отпусках. На втором месте – осень (32%) и весна (28%), на третьем – зима (15%).
На вопрос «Что наиболее точно отражает Ваши ожидания от сельского туризма?» женщины ответили, что больше ждут от сельского туризма тишины, спокойствия, а вот мужчины, напротив, ответили, что желают активно провести досуги получить новые впечатления. Что касается комфорта проживания – его респонденты отметили в равной степени.
Нужно отметить, что респонденты в возрасте 18-30 лет предпочитают отдых в гостевом доме или в туристической палатке.
Более 40% анкетируемых готовы оплатить комфортное жилье в сельской местности по цене, выше минимальной (200 руб.). При этом за дополнительные услуги туристы готовы потратить от 1000 руб. (48%) до 3000 руб. (39%) в зависимости от уровня дохдов.
Что касается дополнительных услуг, то свыше 30% опрошенных заинтересованы в осмотре сельских достопримечательностей, ознакомлении с сельскохозяйственным производством. 30% предпочли бы поохотиться и порыбачить. Порядка 35% респондентов желают прогуляться по лесу, покататься на лошадях и лодках,пособирать ягоды и грибы, поучаствовать в народных праздника и гуляниях.
В ходе исследования была обнаружена проблема отсутствия информации об объектах и услугах в сети Интернет (нет единого сайта по данному виду туризма), в СМИ, в социальных сетях, на уличных баннерах и плакатах (см. рис. 2).
У 90% владельцев сельских туробъектов отсутствуют сайты, необходимые для продвижения и популяризации турпродукта, возникает дезинтеграция.
53% респондентов отметили, что информация об услугах сельского туризма должна размещаться на одном Интернет-ресурсе с возможностью сравнения вариантов и отзывами.
Поэтому решением данной проблемы является создание виртуальной библиотеки историко-культурных достопримечательностей и объектов сельского туризма в Самарской области и ее размещение в свободном доступе в сети Интернет для популяризации данного вида культурно-познавательной деятельности среди городского населения и вовлечения сельских жителей в развитие сельского туризма.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что население Самарской области заинтересовано в услугах сельского туризма.
Развитие данного вида туризма даст возможность горожанам получить здоровый отдых по вполне приемлемым ценам, а сельским жителям – возможность более эффективно использовать свой жилой фонд. В свою очередь сельский туризм в области будет способствовать гармонизации развития региона в целом. Помимо прямых выгод от туристов в экономике области сработает мультипликативный эффект – будут развиваться транспорт, строительство, АПК, пищевая промышленность, индустрия развлечений, и в целом сельские территории.