Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Город Благовещенск, являясь самым численным городским поселением Амурской области и ее столицей, также является и наиболее разветвленным центром организации социальной работы и оказания социальных услуг в региональном масштабе. Поэтому уровень профессионализма и компетентности социальных работников г. Благовещенска привлекает к себе пристальное внимание местных специалистов. Выводы исследования были получены в ходе экспертного опроса работников двух УСЗН, а также изучения нормативно-правовых, публицистических материалов, касающихся деятельности учреждений социального обслуживания населения г. Благовещенска.

Среди опрошенных социальных работников – 100 % составляют женщины. По стажу работы в системе социальной защиты – 12 % работают до 1 года, 27 % – 1-3 года, 24 % – 3-6 лет, 13 % – 6-9 лет, 23 % – больше 9 лет. По самооценкам опрошенных экспертов, в соответствии с рисунком 1, выбор профессии «социальная работа» определяется, во многом, внепрофессиональными мотивами: 40 % стали социальными работниками из-за личных обстоятельств, для 20 % особенно значима работа с людьми.

vob1.wmf

Рис. 1 – Мотивы выбора профессии

В соответствии с рисунком 2 лишь 25 % пришли в социальную сферу, получив соответствующее образование; еще 45 % получили специальное образование уже в процессе трудовой деятельности в социальной сфере, 30 % – специального образования не имеют.

vob2.wmf

Рис. 2 – Наличие специального образования

В ряду оценок выполняемой работы, в соответствии с рисунком 3,для 40 % значимо, что она, помогая людям, не вознаграждается по достоинству; 21 % подчеркивают эмоционально-психологические перегрузки; 12 % отметили ее низкий престиж.

vob3.wmf

Рис. 3 – Оценки выполняемой работы

Около 19 % респондентов наблюдают у себя признаки профессионального выгорания. При этом большинство этой группы социальных работников – это те сотрудники учреждений социального обслуживания, которые проработали не менее 7 лет.

Согласно рисунку 4, удовлетворены своей деятельностью 53,6%, скорее удовлетворены – 28 %, не удовлетворены – 4,8 %, находятся в состоянии неопределенности – 10,9 % опрошенных социальных работников.

vob4.wmf

Рис. 4 – Оценка удовлетворенности профессиональной деятельностью

Около 70% респондентов отметили, что постоянно сталкиваются с трудностями. Согласно рисунку 5, если бы в ближайшее время представилась возможность поменять работу то, 35 % готовы уйти из-за низкой зарплаты, 13 % – из-за перегрузок и тяжелых условий труда, еще 6 % готовы уйти сразу, не раздумывая.

vob5.wmf

Рис. 5 – Готовность сменить место работы и причины этого

Наиболее остро, в соответствии с рисунком 6 социальные работники ощущают нехватку юридических (28 %), психологических (24 %), медицинских (10 %) знаний, технологии социальной работы (11 %).

vob6.wmf

Рис. 6 – Оценка недостаточности профессиональных знаний

Одновременно 67% сотрудников отметили, что недостаточно знают, либо осознают возможность применения международных и российских стандартов, кодексов и других программных документов социальной работы в реальных условиях. Около 54 % опрошенных выразили желание более тщательно ознакомиться с данными документами и опытом их реализации, как за рубежом, так и в российских регионах.

Выборочное исследование показало, что уровень профессионализма работников социальных служб определяет уровень самокритичности и компетентности в суждениях об эффективности проводимой ими социальной работы. Опрос, проведенный среди социальных работников, показал, что из предлагаемого максимального набора качеств и свойств респонденты выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последовательности, но одинаково часто. Из этого можно выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития: интеллектуальные, моральные, коммуникативные, волевые, организаторские.

Профессиональная компетенция работников напрямую зависит от их стремления к постоянному саморазвитию. Более 80 % опрошенных выразили желание участвовать в мероприятиях по повышению своей квалификации. Согласно рисунку 7, осведомленность об инновациях в социальной работе составляет 79 %. Оценки опрошенных экспертов распределились следующим образом: 43 % заявили, что в меру возможностей следят за инновациями в социальной работе, 19 % отметили, что регулярно знакомятся с подобной информацией, 17 % – не часто, остальные отметили отсутствие возможности знакомиться с данной информацией.

vob7.wmf

Рисунок 7 – Частота ознакомления с инновациями в социальной работе

Все опрошенные социальные работники положительно относятся к проведению конкурсов, связанных с выявлением лучших в своей профессии. Это, на их взгляд, позволяет обобщать имеющийся опыт социальной работы, стимулирует к профессиональному росту, повышает престиж деятельности и удовлетворенность от ее исполнения. В то же время 36 % опрошенных отметили, что условия проведения конкурсов должны быть пересмотрены и усовершенствованы, предложены более четкие критерии определения профессионализма. Также 47 % экспертов отметили, что сами не будут участвовать в подобных конкурсах. Среди причин подобного выбора отмечаются: отсутствие времени, неуверенность в собственных силах, нехватка опыта, теоретических знаний и творческих способностей.

Сравнительный анализ ответов сотрудников показывает, что в основном самооценки профессионального уровня, степени удовлетворенностью своей деятельностью и называемые проблемы совпадают. Это свидетельствует о схожести процесса формирования компетентности, профессионального самоопределения социальных работников в г. Благовещенске и однородности условий реализации профессиональных задач

Отзывы о деятельности социальных работников в местной прессе, в заявлениях клиентов демонстрируют противоречивое отношение к деятельности социальных работников и уровню их профессионализма. С одной стороны, наблюдается положительная оценка деятельности, стремление помочь, наличие таких качеств, как отзывчивость, терпеливость, сострадание, и другие. Присутствует много благодарных отзывов. Граждане во многом осознают сложности, с которыми сталкиваются сотрудники учреждений социального обслуживания. С другой стороны, присутствует скептицизм в отношении населения к специалистам социальной работы.

Таким образом, можно отметить, что социальные работники г. Благовещенска, в целом, имеют достаточный уровень компетентности и профессионализма, необходимые для исполнения своих обязанностей и оказания социальных услуг населению. Вместе с тем есть ряд проблем и трудностей в достижении более высоких показателей профессиональной деятельности.