Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

В современном информационном обществе большое количество людей, практически ежедневно, посещают социальные сети. Среди них доминирует молодежь, а в частности подростки, чья личность, убеждения и взгляды только начинают формироваться. Пользователей социальных сетей зачастую проводят большую часть своего времени, посещая интернет сайты. Пользователи интернета, поглощенные социальными сетями, взаимодействуют с людьми и различными соц. группами в «виртуальном мире», предпочитая ему мир реальный. Руководствуясь данной информацией, нами было проведено исследование, проблемой которого стало следующее:

Активные пользователи интернета предпочитают виртуальное общение реальному. В социальных сетях люди заводят знакомства, вступают в интересующие их сообщества, черпают различную информацию из интернет сайтов. Социальные сети снижают навыки общения пользователя в реальном мире, ухудшают понимание невербальных символов общения и эмоций. Активные пользователи интернет сайтов отличаются определенным стилем общения: в их речи присутствуют жаргоны, присущи виртуальному общению, они менее остальных могут правильно и свободно выражать свои мысли, они стараются говорить кратко, пользуясь определенными фразами, а также они менее склоны к эмоциональному выражению своих чувств. Чаще всего, именно недостаток реального общения приводит людей к киберобщению. Виртуальную зависимость пользователей интернета порождает та или иная форма дезадаптации к реальной жизни.

Цель исследования заключается в следующем: необходимо выявить, как социальные сети влияют на взаимодействия людей и почему многие предпочитают виртуальное общение реальному.

Объектом исследования выступили активные пользователи социальных сетей, а предметом - киберобщение.

На этапе разработки исследования было составлено 9 гипотез, но в результате полученных данных 8 было подтверждено и 1 опровергнута. В январе 2014 года было проведено количественное и качественное исследование на данную тему. В ходе количественного исследования методом анкетирования было опрошено 100 человека, являющихся активными пользователями социальных сетей и зарегистрированных на одном или нескольких интернет сайтах в возрасте от 17 до 23 лет, из которых 36 (36%) человек мужского пола, 64 (64%)-женского. В ходе качественного исследования методом полуформализованного глубинного интервью было опрошено 10 человек в возрасте от 17-23, которые являются активными пользователями социальных сетей.

Результаты исследования.

В ходе проведенного исследования, поставленные ранее гипотезы, были либо подтверждены, либо опровергнуты.

1. Социальные сети приводят к снижению навыков общения пользователя в реальном мире, ухудшению понимания невербальных символов общения и эмоций. 35,8% ответили, что очень часто встречают в соц. сетях нецензурные выражения, 34% часто встречают, 26,4% встречают редко, а лишь 3,8% опрошенных очень редко встречают нецензурные выражения в соц. сетях. 98,1% опрошенных считают, что в соц. сетях низкий уровень грамотности. Отсюда следует, что в соц. сетях довольно часто встречаются нецензурные выражения и наблюдается ухудшение грамотности, что наихудшим образом может повлиять на общение человека не только в виртуальном, но и в реальном мире, а также снизить культуру речи и способность правильно и красиво выражать свои мысли. Индивиды, которые большую часть времени проводят в социальных сетях, испытывают непонимание невербальных символов и эмоций. Им становится сложно определить настоящие эмоции собеседника. Также навыки общения у индивидов снижаются. Индивиды в реальности перестают правильно формировать и выражать мысли.

Цитаты из интервью: «Ну, в социальных сетях нет просто тупо эмоций и все. Ты ставишь там всякие смайлики, скобочки и так далее. Но это не настоящие эмоции». «Из-за того что люди стали больше общаться в виртуальном мире, они перестали общаться в реальном времени, и потеряли навыки общения».

2 и 3. Люди используют социальные сети не только для общения, но и как «фон». Социальные сети заполняют «внутреннюю пустоту» человека. Целью посещения соц. сетей для 84,9% является просмотр видео, прослушивание музыки и т.д. Для 71,7% причиной посещений является новости и группы. Чаще всего люди посещают социальные сети не для восполнения недостающего общения, а для заполнения «внутренней пустоты», используя социальные сети как «фон» и в связи с этим социальные сети вызывают зависимость. Индивиды находятся в социальных сетях, они слушают музыку, смотрят фильмы. Нахождение в «онлайн» представляет собой именно заполнение внутренней пустоты человека и использование социальной сети как «фона»; так индивид перестает чувствовать себя одиноким.

Цитаты из интервью: «Я совмещаю общение в социальных сетях и свои дела». «Я использую социальные сети для поиска музыки, фильмом, узнаю много интересующей информации, читаю разные блоги и группы. Занимаю ими свое свободное время. Для меня социальные сети как игрушка, где я могу провести хорошо время с самим собой».

4. Социальные сети вызывают зависимость. Все опрошенные ежедневно посещают соц. сети. Из них 5,7% опрошенных проводят в соц. сетях от 5-30 минут в день, 17% от 30-60 минут, 22,6% от 1 до 2 часов, 37,7% от 2 до 5 часов и 17% более 5 часов. Пользователи социальных сетей много времени уделяют виртуальному общению (в основном более 2 часов в день), вследствие чего происходит абстрагирование человека от реального мира.

Цитаты из интервью: «Я понимаю, что я стала зависимой от социальных сетей». «Я регулярный пользователь социальных сетей. Я могу находиться в онлайн полностью весь день».

5. Социальные сети приводят к дезадаптации и абстрагированию от реального мира. Наибольшее число опрошенных отметили следующие возможные последствия от общения в виртуальном мире: снижение грамотности, деградация личности, зависимость, одиночество или отстраненность, трудности при общения в реальном мире. Социальные сети могут вызвать зависимости, привести в дезадаптации и абстрагированию от реального мира. Социальные сети приводят к социальной лени. Индивиды не могут объективно оценить ситуации в реальности.

Цитаты из интервью: «Сейчас вместо, того чтобы пройтись по магазинам с подружками, мы просто берем и заказываем одежду в интернет магазинах, ну так же удобнее». «Если человек не замечает, что происходит вокруг, он все время проводит в сетях, он отрешен от реального мира, он просто абстрагировался от всего и сидит все время за монитором, то это приведет к тому, что у этого человека приоритетом станет виртуальное общение, оно станет для него на первое место».

6. «Знакомство в социальных сетях приводит к реальному общению» была в ходе исследования опровергнута. 60,4% опрошенных знакомятся в соц. сетях. Исходя из выше указанных данных, можно сделать вывод, что пользователи заводят знакомства в соц. сетях,(50 % их которых приводят к реальным встречам), но чаще всего не встречаются в реальной жизни. Люди боятся встретиться с малознакомым человеком в реальности.

Цитаты из интервью: «Порой сначала нормально общаешься в социальной сети, а потом увидишься с этим человеком и начинается «Привет. Как дела?» и все, разговор и общение на этом заканчивается. Вообще, почти всегда так». «… чтобы встретиться с человеком мне нужно его хорошо узнать. Я не могу встретиться с человеком, если я его плохо знаю и не уверенна в нем до конца. И чаще всего это общение не перестает во что-то большое».

7. Социальные сети люди используют, прежде всего, для общения с друзьями, с которыми они общаются и в реальности, а не для создания новых знакомств. Для 90% пользователей причиной является общение с друзьями, но лишь для 18,9% - новые знакомства, хотя ранее отмечалось, что причиной причиной регистрации в соц. сетях для 92,5% являлось именно желание завести новые знакомства. Отсюда следует, что пользователи реже знакомятся в соц. сетях нежели общаются с уже знакомыми людьми и друзьями,

Цитаты из интервью: «Все мои знакомые и друзья в контакте, это те люди, с которыми я общаюсь в реальности, вижусь, созваниваюсь и так далее. То есть сейчас нет таких людей, с которыми я просто общаюсь только вконтакте».

Гипотеза 8. У пользователей социальных сетей в приоритете стоит реальное общение. Несмотря на это, при отсутствии реального общения, человек прибегает к киберобщению. Киберобщение у индивидов является дополнительным средством для поддержания общения с другими индивидами.

Цитаты из интервью: «Я считаю, что лучше увидеться вживую, чем общаться в контакте». «Я стараюсь общаться вживую... Но, конечно, в социальных сетях гораздо проще общаемся».

Гипотеза 9. Люди готовы отказаться от социальных сетей, если все их друзья и знакомые откажутся от посещения сетей. 71,7% считают, что зависимость от соц. сетей превратилась в глобальную проблему. 11,3 % опрошенных смогут отказаться от соц. сетей, если все их друзья откажутся от общения в виртуальном мире. В противном случае, они будут чувствовать себя неполноценно или ущемлено, так как их круг общения сузится, они не смогут узнавать новости или просто заполнять «внутреннюю пустоту», прослушивая музыку или просматривая фильмы. 13,2% не смогут отказаться от соц. сетей и 34% затруднялись ответить. Из этого следует, что виртуальное общение превращается в глобальную проблему. Оно порождает зависимость и влечет за собой множество отрицательных последствий.

Цитаты из интервью: «Ведь все мои друзья общаются в социальных сетях, а я не буду там общаться – возникнет какая-то трудность, буду себя чувствовать как-то неполноценно».

Заключение.

В современном обществе появилась замена реальному общению – это общение в социальных сетях или киберобщение. Киберобщение стало неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Современный человек погружен в социальные сети. И общение в социальных сетях становится обыденным.

Наше исследование показало следующие особенности коммуникации в социальных сетях:

1. В социальной сети изменяется стиль общения. Индивиды все чаще используют сленг присущий виртуальному общению. В социальных сетях индивиды не могут распознать эмоции собеседника. При этом люди в социальных сетях чувствуют себя более раскрепощенее, так как они находятся на расстоянии с другими пользователями, не могут видеть собеседника и распознавать его эмоции.

2. В результате исследования было выявлено, что социальные сети приводят к абстрагированию от реального мира. Индивид становится зависимым от социальных сетей. Все больше погружается в виртуальный мир. Почти все респонденты не могут отказаться от социальных сетей, так как будут чувствовать себя ущемленно в общении. Это может привести к дезодаптации личности.

3. По данным, которые были получены в ходе исследования, было выявлено, что социальные сети является «фоном». Нахождение в «онлайн» для индивида – необходимость. Многие респонденты совмещают свои дела с общением в социальных сетях. Так же социальные сети заполняют «внутреннюю пустоту» человека. Индивид, находясь в социальных сетях, чувствует себя не одиноким.

4. В социальных сетях индивиды общаются в основном с друзьями, с которыми они общаются и в реальности, а не с незнакомыми люди. Но если все же люди знакомятся в социальных сетях, то эти знакомства не приводят к реальными встречам. Индивиды боятся увидеть не соответствие виртуального человека в реальности.

5. Не смотря на погруженность в виртуальный мир, информанты указали, что у них в приоритете общение в реальности.