В настоящей статье предлагается рассмотреть проблему вандального поведения как глобальную, а именно выделить глобальные процессы, влияющие на динамику совершения вандальных действий по всему миру.
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. Так, например, БСЭ определяет вандализм, как явление, следующим образом: «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В иной литературе дается сходное толкование настоящему явлению и акцентируется внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. Некоторые иностранные авторы выделяют психологический аспект вандализма, заключающийся в нижеследующем: «состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства».
Говоря о масштабах вандализма в глобальном смысле, «количественные оценки этой социальной проблемы затрудняются из-за ряда обстоятельств. Прежде всего, во всем мире случаи вандализма не полностью учитываются статистикой. Люди, чье имущество пострадало от разрушений, обычно не склонны обращаться в полицию. Даже в странах с развитой системой социальной статистики не существует учета многих форм вандализма, например, в школах. В России такой учет вообще не ведется. Уголовное преследование за вандализм введено недавно, и юридическая практика применения наказания заданное преступление еще не разработана. Кроме того, трудности возникают и в связи с отсутствием однозначного определения вандализма.
В США за вандализм ежегодно арестовывается около 200 тыс. человек (и 15 тыс. за поджоги). По данным обследования 899 домохозяйств в сельской местности штата Огайо, за год 15,5% хозяйств испытали хотя бы один случай вандализма, более 40% пострадали 2 раза и более. Наиболее частые виды вандализма: разрушения или порча почтовых ящиков молотком или битой; наезд на газоны и посевы; битье стекол домов, гаражей, сараев; пачканье машин краской; порча заборов и фонарей. В Канаде 37% жителей Торонто и 56% жителей пригородов выделяют вандализм как значимую проблему в местах своего проживания. По данным опросов канадских школьников, до 85-92% из них признают за собой совершение разрушений (учитывались и мелкие, такие, как вырезание инициалов на партах).
Оценки латентности вандализма колеблются от 14-15 раз до 30. В Канаде, например, 65 из 100 пострадавших от вандализма не сообщают в полицию об ущербе. Многие исследователи констатируют, что за последние десятилетия в Европе и Америке происходит рост числа различных проявлений вандализма»1.26
Подобные статистические данные можно видеть и в странах Европы, думается, если бы в РФ велась подобная статистика, мы могли бы увидеть сходные цифры пропорциональные площади сравниваемых государств с учетом количества населения.
В настоящей статье предлагается рассмотреть глобальные процессы влияющие на динамику совершения подобных преступлений. Перед тем, как рассмотреть вышеназванные процессы необходимо классифицировать вандальные проявления.
В настоящей статье предлагается использовать типологию С. Коэна:
1. «Вандализм как способ приобретения ;
2. Тактический вандализм;
3. Идеологический вандализм;
4. Вандализм как мщение;
5. Вандализм как игра;
6. Злобный вандализм»2.27
Думается, что глобальные процессы порождают тактический и идеологический вандализм и в редких случаях вандализм, связанный с мщением. Данное мнение основывается на факте того, что глобальные процессы в контексте данной статьи это, обращаясь к бытовому языку, «политика» и «экономика», в силу чего высказанное выше предположение представляется логичным исходя из целей тактического и идеологического вандализма. К таким процессам можно отнести принимаемые государством/государствами политические решения, затрагивающие межгосударственные интересы в различных сферах жизни, на которые общество/общества не могут одинаково отреагировать, что порождает конфликтную ситуацию, где вандализм становится средством тактическим или же идеологическим.
Исходя из того, что проблема вандализма является в основном локальной, т.е. конкретные проявления вандализма (например, носящие однородный агитационный материал) видны лишь в конкретном государстве, либо же субъекте государства, можно предположить, что государство как таковое, либо же государства не видят в этом государственной проблемы и тем более международной в силу чего отсутствуют государственные методики противодействия вандализму. Таким образом можно сказать, что в каком то смысле проблема вандализма латентна для международного сообщества в силу неоднородности ее проявлений впрочем как и для отдельно взятых государств.
В УК РФ, а именно в ст. 214 закреплено легальное определение вандализма, а также установлена санкция за совершение перечисленных в ней негативных действий. На наш взгляд сама пенализация данного состава, говорит о том, что РФ признала это проблемой и определила как преступление, хотя и не особо тяжкое. Как правило, признание проблемы и создание мертвой статьи в УК РФ недостаточно, необходимо предпринять иные меры не связанные с уголовным преследованием, а именно профилактические меры.
Очевидным представляется факт того, что принятие какого-либо международного акта по вопросам профилактики и противодействия вандализму возможно лишь в отношении особых предметов и правоотношений, а именно предметов являющихся международным достоянием и правоотношений с иностранным элементом. Думается для принятия подобного акта потребуется достаточное количество времени и весомый международный скандал связанный с причинением вреда историко-культурному наследию в международном смысле. До этих пор остается надеется на то, что государство/государства обратят внимание на данную проблему исходя из здравого смысла и наличествующей в материальном мире обстановки.
Научный руководитель: к.ю.н., доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ЮИ ВлГУ им А.Г. и
Н.Г. Столетовых – Погодина Ирина Владимировна
261 Информация с сайта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Skoroh/Vandal.php , автор: Скороходова Анастасия Сергеевна – научный сотрудник Социологического института РАН.
272 Cohen S. Destruction of property: Motives and meanings // Vandalism / Ed. by C. Ward. London: The Architectural Press, 1973.