Безопасно ли содействие правосудию? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к Федеральному Закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который был принят в январе 2005 года. Действительно, вступление в законную силу данного Федерального Закона предоставило правоохранительным органам реальные средства обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию.
Право на безопасность и защиту - это одно из важнейших в системе правомочий лиц, содействующих правосудию. Основаниями для применения мер безопасности к этим лицам являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству. Анализируя Федеральный Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», я пришла к выводу, что методы обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию, еще далеки от совершенства.
Обращаю внимание на то, что применение мер безопасности возможно как на основании письменного заявления названных лиц, так и с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих. С одной стороны, как только свидетель заявит уполномоченным лицам о том, что ему или его имуществу, или его близким людям угрожают расправой, они должны сразу же среагировать, но на самом деле, сперва уполномоченные органы рассмотрят заявление в течение трех суток, а уже тогда будут принимать решение о том, какую помощь оказать свидетелю (ст. 18 Федерального Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»). Есть случаи, которые требуют немедленного применения мер безопасности, но процедура подачи заявления и его рассмотрения приводит к несвоевременному осуществлению помощи. При этом, наиболее жестко закон карает виновных тогда, когда свидетель уже убит, вместо того, чтобы ужесточить наказание за одну только явную угрозу жизни свидетелю, доказанную в суде.
Также, зачастую в уголовном процессе не хватает участников (свидетелей) , в связи с тем, что названные лица боятся давать показания, в целях сохранения своей личной безопасности и безопасности близких, потому что не могут быть уверены в своей защищенности и своевременной реакции уполномоченных органов. Еще одной существенной проблемой является то, что значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
Таким образом, можно сделать вывод, что вступление в законную силу Федерального Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не решает проблемы обеспечения безопасности участия лиц, содействующих правосудию. Требуется усовершенствование мер, по осуществлению безопасности названных лиц, а именно:
1) Проведение информационно-идеологических мер с гражданами в целях повышения уровня правосознания;
2) Предоставление безопасности абсолютно всем участникам уголовного судопроизводства, независимо от их степени участия и от наличия заявления о реальной угрозе жизни названных лиц;
3) Совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию.