Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Основной смысл компетентностного образования заключается в повышении уровня его качества и усилении мобильности специалистов на международном уровне. Это обусловливает актуальность данного исследования. Актуальность компетентностного подхода очевидна для любой сферы, однако далеко не в каждой имеется его теоретико-методическое обоснование. Данное исследование проводится в сфере подготовки будущего бакалавра, учителя изобразительного искусства. Цель данного исследования заключается в выявлении специальных художественных компетенций, в определении и конкретизации их содержания, разработке педагогических условий для формирования компетенций в области искусства графики в вузе. В ходе исследования проанализированы научные источники в сфере компетентностного образования, что позволило обнаружить многочисленные отрасли, направления исследований в родственных областях, конкретизацию понятий «компетентность», «компетенция» с учетом специфики образовательного учреждения и содержания образования. В трудах отечественных исследователей - И.А. Зимней, А.В. Хуторского, А.К. Марковой, Л.Н. Боголюбова, И.В. Ильина, Л.П. Алексеевой и др., представлены различные толкования понятий компетентностного подхода. На основе анализа этих трудов и обобщения имеющихся определений, было конкретизировано понятие специальных художественных компетенций. Исходя из того, что специальные компетенции характеризуют уровень владения конкретной предметной областью, они могут быть определены на основе специфического содержания этой области. В плане нашей проблемы они представляют собой набор определенных знаний, умений, навыков, личностных и профессиональных качеств в сфере художественной деятельности, в том числе, в сфере искусства графики. Содержательная конкретизация художественных компетенций должна осуществляться с учетом разных параметров: предназначения искусства, его функций в культуре, значимости искусства для формирования личности, в том числе педагога, учащегося, а также с учетом необходимого инструментария, которым следует овладеть будущему учителю для осуществления эффективной художественно- педагогической деятельности. Известно, что искусство выполняет множество функций – аксиологическую, эстетическую, познавательную, воспитательную, и т.д. Но особое значение имеют такие функции, как эстетическая и воспитательная. В первую очередь произведения искусства вовлекают зрителя в процесс сотворчества, вызывают у него определенный эстетический отклик, эстетические эмоции, чувства, оценки. Тем самым они участвуют, в присвоении зрителем высокого, духовного или неприятии негативного начала в отражаемых явлениях. К сожалению, современное искусство далеко не всегда отвечает эстетическим и нравственным требованиям и становится все более праздным, пафосным развлечением и бездуховным зрелищем. Современный художник зачастую делает пародию на классику, и превращает изобразительное искусство в китч (1;68). Будущему учителю изобразительного искусства важно быть готовым к критическому восприятию искусства, способным отличать достойное, обладающее ценностным потенциалом искусство от того, что пропагандирует низменное, бездуховное. На формирование таких компетенций направлен целый ряд теоретических дисциплин в вузе («История изобразительного искусства», «Философия», «Эстетика» и др.). Безусловно, важнейшую роль выполняет в этом практикоориентированные дисциплины «Рисунок», «Методика преподавания изобразительного искусства». Рисунок - это не только самостоятельный вид изобразительного искусства, он выступает основополагающей базой для многих искусств. Данный курс представляет собой систематизированный ряд занятий художественно-практической деятельности, в процессе которых акцент делается на рисование с натуры, незаменимом в развитии у студентов таких ценных качеств, как: наблюдательность, зрительная память, а так же формируется художественный образ, воображение, вкус и оттачивается мастерство. В процессе академических занятий формируется определенный комплекс специальных компетенций, уровень которых повышается от курса к курсу. Однако, современная система организации образования педагогов, которые еще должны быть и художниками далека от совершенства. В ходе исследования была обоснована необходимость и значимость курсов дополнительного образования для формирования специальных компетенций в области графики, разработана модель этого процесса, раскрыты педагогические условия его эффективности. В условиях практикоориентированного дополнительного образования расширяется возможность осваивать широкий спектр графических технологий, использовать традиционные техники и компьютерные, овладевать привычными графическими материалами и разнообразными современными материалами, выявлять педагогический инструментарий для работы с детьми и т.д.