Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Цель данной статьи раскрыть возможности интегративной художественно-трудовой деятельности в процессе общекультурного развития учащихся, имеющих речевые недостатки. Под общекультурным развитием личности понимается владение личностью активным отношением человека к духовной культуре, участие в культурной деятельности, системаценностей, эстетические вкусы, оценки, показатели нравственного развития личности. В школе на общекультурное развитие учащихся нацелены все учебные дисциплины, каждая из которых вносит свой вклад в этот процесс. В ходе данного исследования раскрыта значимость интегративного подхода к образованию младших школьников, которыйпредполагает широкие связи самых разных учебных дисциплин (чтение, развитие речи, музыка, и т.д.). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее изученный материал, рассматривать перспективы в познании.Предметом данного исследования выступали педагогические условия общекультурного развития младших школьников с недостатками речи в процессе интегративной изобразительной и художественно-трудовой деятельности. Связи эти могут осуществляться как на внутрипредметном, так и межпредметномуровнях одновременно.Интегративный подход к изобразительной и художественно-трудовой деятельности позволяет задействовать в образовательном процессе самые разные органы чувств личности, обнаруживать самые разные эстетические реакции и эмоции, что благоприятно отражается на формировании целостного эстетического восприятия окружающего мира. Исследованием процесса развития детей с речевой патологией занимались такие ученые, как Е.М. Мастюкова, Г.С. Сергеева, JI.C. Цветкова, H.A. Чевелева, которые изучали разные виды восприятия; Г.С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, JI.P. Давидович, JI.A. Зайцева, В.А. Ковшиков, О.Н. Усанова, Ю.А. Элькин, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение. Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что ребенок по своей природе полихудожественный, его сознание способно одновременно охватить все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития (Л. Григорьева, Т. Казакова, И. Лыкова, Е. Маркова, К .Самолдина, Б. Юсов). При этом одним из важнейших компонентов человеческой целостности выступает его речевая деятельность, уникальная не только в ее эстетическом аспекте. Трудно переоценить ее значимость в жизнедеятельности ребенка, в конструировании мыслеформ, формулировании и проговаривании формируемых понятий, в проявлении чувств и эмоций, что в конечном итоге работает на процесс формирования системного мышления, культурных скреп, ценностных ориентаций.В ходе исследования выявлено, что основными структурными компонентами любойдеятельности в том числеречевой, художественно-речевой деятельности, изобразительно-речевой, являются восприятие, репродуктивная деятельность и творчество. Отсюда - очень важно, насколько будет духовно насыщено, эмоционально и эстетически выражено, содержательно наполнено то, что предлагается детям для восприятия. Чем образнее, интереснее речь, которую ребенок воспринимает в общении со взрослыми, тем более образно и правильно он пытается продуцировать ее в своей повседневной жизни. В свою очередь,мыслеформы и речевые обороты влияют на оригинальность создаваемых ребенком изобразительных образов. Гармоническая взаимосвязь разных видов художественной деятельности, в которой художественное слово является стержневым, создает благоприятные условия для развития эстетической логосферы учащихся с недостатками речи, расширяет пространство культуры и в целом влияет на общекультурное развитие личности младшего школьника.