Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В условиях, когда резко концентрирована плотность информационной среды, можно отметить достаточную разреженность культурно значимой атмосферы. Во многом это связано с изменениями в приоритетах социально культурного строительства. В связи с этим, вопросы подготовки специалистов в сфере культуры являются крайне актуальными. Особое значение приобретает процесс творческой деятельности и подготовки художника-технолога, художника-мастера декоративно прикладного искусства. На формирование художника оказывает влияние образовательная среда, эстетически качественная, культурно значимая атмосфера. Плотность такого рода атмосферы в современном мире можно назвать весьма разреженной. Во многом это касается визуально воспринимаемой информации, считываемой из предметов повседневного обихода, текстильных изделий. Уровень этих изделий далеко не всегда соответствует эстетическим нормам. Насущно необходимо вырастить плеяду художников способных преодолеть замкнутый круг и сформировать в некоем смысле начало эталонной среды колористической и композиционной грамотности. Целью данного исследования стало выявление возможностей культурной среды Ивановского региона в подготовке специалистов текстильного дизайна. В ходе исследования с позиций культурно-исторического подхода было проведено изучение места и значимости художественной обработки текстиля в социально-экономической и культурной сфере края, раскрыты основные этапы становления системы подготовки специалистов в области текстиля, выявлены сформировавшиеся в Иванове особенности культурной среды.

Исследование показало, что для города Иваново, который своим развитием во многом обязан текстильной промышленности и является одним из центров художественной отделки текстиля, вопросы подготовки специалистов в сфере художественное проектирование текстильных изделий являются особо актуальными. Уже в 20-е годы прошлого столетия, когда в текстильной промышленности наблюдался вполне закономерный упадок, связанный с пост революционными событиями в России, художники Иванова начинают объединяться в артели и изготавливать первые изделия с использованием художественной ручной росписи ткани. Тогда же начинает формироваться стилистика и своеобразие ивановского батика – школа ивановского батика. Уровень ивановских художников, работавших на текстильных предприятиях, был очень высок, и они смогли свои знания и опыт применить в новом для них виде искусства. Специфика создания текстильных композиций раппортного построения предназначенных для печатных тканей, наложила отпечаток на стилистику и композицию изделий из батика различного утилитарного назначения. Эти традиции, безусловно, нуждаются в изучении и бережном к ним отношении. Здесь же и наблюдается заметное отличие от других школ батика, что весьма естественно, т.к. различное местоположение и вкусовые предпочтения потребителей в различных регионах были разными.

Ручная художественная роспись органично вписывается в ряды изделий других видов декоративно-прикладного искусства, воспринимая и технологически приспосабливая и обрабатывая стилистические и тематические особенности эпохи. Смена жизненных условий, возникновение новых понятий, идеалов не зачеркивают всего исторического и художественно изобразительного опыта развития художественной росписи. Поскольку современная художественная роспись теснейшим образом связана с набойкой, художники Ивановского края идут в ногу со временем - быстро реагируют на потребности рынка, выпуская в свет изделия ручной художественной росписи, оформленные по принципам, заимствованным у народного творчества Ивановского региона, непосредственно связывая мотивы росписи с тематикой традиционных ивановских текстильных рисунков. Все поиски нового и опора на народные традиции должны заново осмысливаться и интегрироваться в новую эстетическую систему, в новую культурно-образовательную среду, как для художников, для студентов- будущих специалистов в области текстильного дизайна, так и для широкого массива потребителей. При использовании опыта прошлого, важно не забывать исторических корней интересующего нас явления, понимать логику его художественных изменений во времени вплоть до сегодняшнего дня. Все развитие декоративно-прикладного искусства подразумевает большой путь поисков. От народного прикладного искусства, развивающегося по принципам, определяемым каноном, традицией, проходит дорога исследований, на которой художник должен осмысливать исторический опыт и стремиться к созданию новых образцов, созвучных современным требованиям эстетики.

Исследование показало, что в Иванове имеются все необходимые предпосылки для развития системы подготовки художников в области художественной росписи ткани. Богатый исторический материал, накопленный в крае опыт работы с текстилем, художественный и технолого-педагогический опыт преподавателей должны стать базисом, на котором сформируется система результативной подготовки будущих художников, способных не только поддерживать традицию, но и креативно работать в текстильном дизайне в общем контексте развития мировых тенденций в этой сфере.