Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Актуальность темы обуславливается наметившимся в последние годы повышенным интересом к искусству ручной росписи, в особенности к художественной росписи по дереву и необходимостью обучения подрастающего поколения нашей страны в русле современных тенденций в искусстве с учётом национальных традиций. Крестьянские росписи Северной Двины — яркое и самобытное явление русского народного искусства. Еще в XIX веке в музеях Москвы и Петербурга были собраны богатые коллекции предметов крестьянского быта, украшенных этой пермогорской росписью. В Пермогорье круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это долблёные скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны, чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи, короба, гнутые из луба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы. И все эти, казалось бы, обычные предметы крестьянского быта роспись преображала, превращала в подлинные произведения искусства. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Из русских центров народной росписи, наверно, нельзя назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же широко и многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито. В росписи пермогорских мастеров сохранены все лучшие черты, отличавшие изобразительное искусство XVII века: умение одним контуром передать самое характерное, а сочетанием двух-трёх цветов создать впечатление богатства красочной гаммы. Мастера росписи и сегодня радуют людей изделиями с такими украсами. В современных условиях роспись выполняется гуашью и закрепляется светлым лаком. Предварительно деревянная поверхность тщательно обрабатывается мелкой наждачной бумагой, шлифуется суконкой, затем покрывается крахмальным грунтом и опять шлифуется. Гуашь должна быть хорошо растёрта и разведена до густоты жидкой сметаны.