Женский народный белорусский костюм формировался в контакте с народными костюмами русских, украинцев, литовцев, поляков и других славянских народов на протяжении столетий. Все основные его виды и составные части, способы пошива и композиционное решение, колористическое и орнаментальное оформление складывались с конца XIII столетия. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Определено три типа женских рубах: туникообразная, с кокеткой и с прямыми плечевыми вставками. К поясной одежде относятся юбки разнообразного фасона: андарак, саян, палатняник, летник, а также поневы (одежда замужних женщин) и фартуками. Юбки (спадницы) были красного, сине-зеленого цвета, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Необходимой частью белорусского костюма всех возрастов в праздничные и будние дни был фартук. Характерны полотняные фартуки, закрепленные на талии с помощью завязок, длиной чуть меньше длины юбки. Составной частью комплекса одежды в XIX – начале XX века были безрукавки. Они шились обычно из покупных ярких тканей всевозможных цветов, дополнительно украшались вышивкой, аппликациями, галунами, блестками и т.д. Головные уборы белорусок считаются самой важной, колоритной, интересной и живописной частью костюма. Выделяются три основных вида головных уборов: венки (венчик, повязка, вайнага, корона), чепцы (шапочка, кика, волосник) и рушникового типа – намитка, павой. Рушниковые уборы носили поверх основных. К венчикам и чепцам в древности крепили височные кольца. Основным видом обуви белорусских женщин-крестьянок были лапти и постолы, а также черевики (полусапожки, ботики), которые представляли собой кожаную обувь на высоких или низких каблуках. Наиболее значимым из всех аксессуаров был пояс. Он мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелено-бело-красный, богато украшенный орнаментом. Праздничный костюм украшался богатыми обереговыми вышивками по целой ткани на манжетах, воротниках, по краю одежды. Основными символами орнаментов были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке.