С Конца 20 века, после периода «догнать и перегнать Запад», «молодая» Россия перед выбором, каким путем ей следует развиваться. Первое десятилетие можно условно назвать «Эрой Американизации», когда в условиях политической неразберихи, и незрелости механизмов управления, страна потеряла в результате «дикой приватизации», едва ли не половину промышленных предприятий, а вторая половина была успешно разорена. Такая ситуация, безусловно была на руку различным иностранным «партнерам», усердно «экспортирующим демократию», благодаря спекулятивным финансовым операциям.
Точкой отсчета второго этапа, можно считать начало вооруженных конфликтов на территории стран третьего мира, одобренных, или чаще всего спровоцированных США. Этот этап носит характер как бы «осторожной критики, все еще авторитетного разносчика демократии», бесчисленное количество заседаний СовБеза ООН, по вопросам Афганистана, Ирака, Ирана, Ливий, в конечном счете так ни к чему и не привели, государство единолично определяющее мировую политику просто не желало прислушиваться к мнению своих коллег.
Если на секунду задуматься и проанализировать стратегическое положение всех «зон конфликта», то получиться что так или иначе везде существует какая то ресурсная подоплека. Действительно, самой большой экономике мира, необходимо огромное количество ресурсов, в первую очередь энергетических, которых у нее в должном объеме просто нет, да и то что есть лучше оставить на «черный день». Возникает логичный вопрос «как быть» и «где взять», на который с завидной легкостью и изяществом ответила бывший советник по национальной безопасности, и государственный секретарь Кондолиза Райс: «Сибирь слишком большая, чтобы принадлежать одной стране»!
Отсюда возникает вопрос по какому пути россии двигаться дальше, продолжать копировать политику стран на «лидирующих позициях»; критиковать и обсуждать неправомерность их политики в отношении других государств, не предпринимая при этом ни каких активных действий; принять жесткую, принципиальную позицию, по ряду сложных, глобальных вопросов, идя на компромисс в менее важных, не затрагивающих собственные интересы страны; сделать огромный «скачок» назад, вернувшись в состояние «холодной войны», только с гораздо большими «переменными» обладающими ядерным оружием.
Первое решение проблемы осложнено тем, что ранее самостоятельные государства теперь интегрированы в ЕвроСоюз, и следовательно их действия продиктованы необходимостью сотрудничества, что не дает в полной мере проявить себя таким странам как Германия, Швеция, Норвегия. На ряду с этим, страны участницы ЕС, заняли выжидательную позицию, и сами пытаются понять по какому же пути им развиваться, либо стать еще одним «штатом», либо радикально сменить культурно – религиозный вектор, либо присоединиться к большому «соседу» по континенту. Именно по этому брать пример, с того. Кто сам примера ждет, нецелесообразно.
Оставаясь на перреферии мировой политической жизни, давая рекомендации как поступать в той или иной ситуации, осуждать действия других государств, Россия в конечном счете потеряет весь оставшийся международный авторитет доставшийся ей в наследство от Советского Союза, превратившись в страну третьего мира, неспособную отстоять свои интересы, это наглядно демонстрирует позиция некоторых государств в отношении наших, послов, туристов, журналистов.
Нарушая порядок рассмотрим «четвертый путь»; возвращение в состояние «холодной войны» в условиях отсутствия к – либо идеологий, высокой информатизации общества, и при наличии, большого числа претендентов на различные виды ресурсов, со стороны России это будет весьма изощренный способ самоубийства.
«Третий путь», один из наиболее приемлемых, и реальных во всех отношениях. Его реализация позволит минимизировать потери от идеологической экспансии запада, дать время на оценку обстановки в Европейском регионе, упрочить свое экономическое положение за счет экспорта энергоресурсов.
Однако, на этом пути мы то и дело спотыкаемся, натыкаясь на разные препятствия, обходим канавы и ямы.
Успешному и динамичному развитию страны в конкретный временной отрезок мешает не ее размер и протяженность, а административные препоны, разгул коррупции, непотизм в органах власти, маргинализация общества, лобби иностранных государств преследующих свои политическое и экономическое интересы.
Складывается такое впечатление, что политическая элита, люди участвующие в управлении государством, защищают в первую очередь не интересы государства и его граждан, а свои собственные, не редко за счет государственного бюджета, при использовании всех видов административного ресурса.
Препятствовать этому вполне возможно, несмотря на сложившееся мнение, что коррупция непобедима, однако для этого необходимо развитие институтов гражданского общества, построение социальноориентированного государства, пропаганда моральных ценностей и нравственного совершенства нации, искоренение «вредных» предрассудков в отношении России и ее граждан. Занятие это крайне трудное, и потребует много времени на его выполнение, но если мы хотим жить в сбалансированном мире, для этого нам нужно научиться уважат в первую очередь свои собственные интересы, начать отстаивать правоту своих действий, не идти на поводу у некоторых представителей мирового сообщества, и самое главное, добиваться действительного, а не формального выполнения международных договоров, и норм международного права от всех участников глобального политического процесса.