Для любого государства все более естественным становится осуществление постоянной антикоррупционной политики, поскольку коррупция без системного противодействия ей имеет свойство расширяться. Лишь эта стратегия представляется единственно эффективной в современных условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Так, выработка механизма саморегуляции российского общества предполагает активную деятельность антикоррупционной направленности, как государственных структур, так и специализированных институтов гражданского общества [1]. Таким образом, речь идет как о реализации антикоррупционной политики как постоянно действующей функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени зависит от того, насколько активно в ее реализации принимают участие структуры гражданского общества.
Необходимо выделить такие элементы антикоррупционной политики как направления, стадии и меры антикоррупционной политики.
1) Направления антикоррупционной политики. Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
– коррекция законодательства;
– сбалансированная система сдержек и противовесов между институтами власти;
– упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;
– изменение принципов государственной (прежде всего, публичной гражданской) службы и контроль за имущественным положением власти;
– создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;
– укрепление судебной власти;
– совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности;
– координация антикоррупционной политики.
2) Стадии антикоррупционной политики (речь идет о последовательности основных шагов и содержании методов антикоррупционной политики):
– разработка антикоррупционных программ и планирование антикоррупционных мероприятий;
– прогнозирование и анализ состояния коррупции и ее тенденций;
– разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов;
– экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов;
– мониторинг реализации антикоррупционной политики;
– отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикорупционной деятельности.
3) Меры антикоррупционной политики можно разбить по критерию длительности. По данному критерию антикоррупционные меры разбиваются на разовые и постоянные меры [2]. Разовые меры могут осуществляться в различных сегментах государственной и общественной жизни. Они рождаются в зависимости от конкретного состояния политической системы данного государства, масштабов коррупции, состояния законодательства, уровня эффективности полицейской и иной деятельности и т.д. Таким образом, конкретная разовая мера исчезает из состава антикоррупционной политики после того, как она реализована. Сам же факт реализации разовых мер определяется по формальным основаниям (в частности, принятие соответствующего нормативного акта или завершение организационного переустройства).
Постоянные меры являются мерами универсальными для разных государств, т.е. не зависят от масштабов коррупции, политического и экономического устройства и включают в себя:
– разработку самой антикоррупционной программы;
– разработку планов по противодействию коррупции;
– контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них корректив и оценка степени их реализации;
– деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан);
– деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции;
– судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния;
– деятельность контролирующих инстанций;
– мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах);
– мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции;
– антикоррупционное просвещение и воспитание.
Набор антикоррупционных мер не должен сводиться к сумме требуемого содержания государственной политики противодействия коррупции. Их применение должно быть связано с выявлением закономерности коррупции и противодействия ей, на основе которых решаются вопросы устранения причин и условий, детерминирующих коррупционные проявления.