Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В последние годы отношения Китая и России бурно развиваются, углубляется их политическое доверие друг к другу, сотрудничество становится более тесным, механизм взаимообменов непрерывно совершенствуется, охват сотрудничества расширяется, взаи-модействие в региональных и международных делах поступательно усиливается [1]. Однако стремление России и Китая к осуществлению политики интеграции происходит в условиях асимметричного развития приграничных регионов.

Российские территории обладают крайне низким демографическим потенциалом, уступают в стратегическом планировании приоритетных направлений развития промышленности, уровня развития торговли, участия в международных транспортных сетях, обеспечения продовольственной безопасности. Тогда как приграничные районы Китая характеризуются стремительным социально-экономическим развитием, обусловленным высоким потенциалом промышленного развития, все возрастающим уровнем участия в международной торговле, инвестиционной привлекательностью и т.д.

Байкальский регион обладает всеми конкурентными преимуществами, необходи-мыми для всестороннего поступательного развития: выгодное экономико-географическое положение, в том числе кратчайшие транспортные маршруты в страны Тихоокеанского региона; колоссальные запасы природных ресурсов; наличие перспективных туристиче-ских активов; близость к крупнейшим туристическим рынкам мира.

Однако отсутствие эффективной стратегии развития Байкальского региона и всего Дальнего Востока России и, как следствие, значительное отставание российского приграничья в экономическом развитии от стран АТР создают угрозу превращения этих терри-торий в сырьевые придатки и невозможность реализации интегрирующего потенциала России в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы. Не менее серьезной проблемой является также демографическое и социокультурное давление со-предельных государств, прежде всего Китая, на приграничные регионы РФ.

Северо-Восточный регион КНР, который также часто называют «центром Северо-Восточной Азии», представляет собой один из приграничных регионов страны, обладающий значительным потенциалом влияния на развитие межрегиональных связей и общую ситуацию в данном трансграничном регионе.

Однако, несмотря на то, что Северо-Восточный Китай имеет большое значение для экономического развития как региона, так и государства в целом, нельзя отрицать тот факт, что в регионе существует достаточно большое число проблем, препятствующих его дальнейшему поступательному развитию, – дефицит и плохое качество водных ресурсов, недостаток ряда стратегически важных минеральных и энергетических ресурсов, преобла-дание производств с высоким уровнем ресурсо- и энергопотребления, избыток рабочей силы, высокий уровень загрязнения окружающей среды и т.д.

При этом решение китайской стороной всех вышеперечисленных проблем в значи-тельной степени связано с приграничными территориями Российской Федерации. Российские приграничные регионы выступают для Северо-восточных провинций Китая поставщиками энергетических и минеральных ресурсов, территорией для трудовой миграции. Именно Байкальский и Дальневосточный регионы России в наибольшей степени испытывают на себе негативное экологические воздействие со стороны «соседа».

Следует отметить, что Северо-Восточный регион КНР опережает Байкальский ре-гион РФ по целому ряду показателей социально-экономического развития. Кроме того, нынешнее руководство Китая придает очень большое значение усилению культурного строительства внутри государства и наращиванию «мягкой силы» вне его пределов, тогда как Россия до сих пор не может преодолеть духовный кризис, начавшийся еще в начале 90-х гг. ХХ в.

В данной ситуации несомненными преимуществами приграничных регионов России, в том числе и Байкальского региона, являются богатство минеральных, водных и зе-мельных ресурсов, а также выгодное геополитическое положение. Однако в сложившихся условиях российской стороне необходима разработка максимально эффективной стратегии социокультурного развития приграничья с тем, чтобы не допустить экспансионистских действий со стороны Китая и осуществлять двустороннее сотрудничество исключительно на основе принципов взаимной выгоды и взаимного уважения.