Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

В возрасте 1-3 лет основная задача педагога состоит в том, чтобы развить у ребенка предметно-манипуляционную деятельность, сенсорные функции, речевую и предметно-действенное общение с окружающими, начальных форм социального поведения с окружающими и самостоятельности, а также развитие ощущений артикуляционных поз и движений.

Эти задачи особенно актуальны для детей с органической патологией ЦНС и, особенно, с детским церебральным параличом, поскольку всегда имеется существенное отставание в психофизическом развитии данной категории больных. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, основным направлением которой является развитие речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа проводится дифференцировано с учетом особенностями заболевания и возраста ребенка.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируется сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. При этом тормозятся нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременным облегчением произвольной сенсомоторной активности.

Для таких детей целесообразно применять дополнительные приспособления для фиксации головы и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

Хорошие результаты формируются с использованием методики кондуктивного воспитания, которая позволяет образовать неразрывную связь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Обязательным компонентом является и ранняя систематическая логопедическая работа, приводящая к развитию ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии. Для этого используются упражнения с сопротивлением, чередованием упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на собственных ощущениях. У детей активно воспитывается потребность в общении не только с родителями, но и со сверстниками. Много уделяется внимания развитию объема пассивного словаря и объяснению значения новых слов, накапливающихся у ребенка в процессе его жизни и особенно первых лет, когда и начинает формироваться личность.