Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

В работе речь идет об исследовании народного промысла – «кружево» на всех этапах его производства, создания его как товара. Выявлены тенденции развития кружевоплетения на Вологодчине. Показана роль народного промысла как фактора приобщения к культуре предпринимательства.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в культурное пространство предпринимательства наряду с такими институциональными факторами, как политика, технология, образование, искусство, ценности, отношения, религия, право, необходимо рассматривать и язык. В последние годы коверкание русского языка принимает угрожающий размах. Небрежное отношение к родному языку, культуре и традициям края несомненно взаимосвязано с политическими, экономическими, социальными и нравственными явлениями общества. Состоявшаяся открытость России дала толчок к развитию субкультуры. Мы принимаем ее, если она отвечает нашему менталитету и здравому смыслу. Как показывает практика, сегодня это серьезная проблема в обществе. Эффективное развитие экономики в России требует не только создания конкурентоспособного производства, но и формирование нового экономического менталитета, имеющего в своей основе высокий уровень предпринимательской культуры. Как пишет А.И. Смирнов, главное действующее лицо – человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в экономической деятельности и несущий ответственность за ее результаты как гражданин [6]. Культура предпринимательства – личностное образование в социокультурном измерении. В этом ключе, культура предпринимательства, как качественное образование личности, характеризуется профессиональной компетентностью, новаторско-инициативным складом мышления, коммуникативно-организатоскими способностями, мета-потребностной мотивацией, и отмечается развитой социальной ответственностью за ведение своего дела в условиях рынка [5, с. 51]. Одним из факторов приобщения к культуре предпринимательства может быть народный промысел «Вологодское кружево». Центром производства кружева в России считается Вологда.

Вологодское кружево – уникальное явление в народном искусстве Русского Севера. Добротность, красота, разнообразие узоров, милые сердцу орнаменты, высокий уровень мастерства – таково его художественное своеобразие. Слово «кружево» происходит от глагола «окружать», украшать народной отделкой края одежды и других предметов из тканей [3, с. 303].

Краткий курс в историю кружевоплетения показывает, что художественные особенности вологодского кружева отмечались уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение в основном домашнее художественное ремесло. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика. Наивысшего расцвета кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. В XX веке происходит дальнейшее развитие этого народного промысла. В 1936 году при Волкружевосоюзе была создана художественная лаборатория, куда вошли опытные художники-профессионалы, которые сумели значительно обновить ассортимент кружевных изделий: скатерти, накидки, покрывала и др. Работа кружевных артелей была прервана Великой Отечественной войной. Во второй половине 1942 года были возобновлены работы. В 1960 году кружевные артели вошли в государственную систему, что позволило создать 5 кружевных фабрик: Вологодская, Усть-Кубинская, Сокольская, Грязовецкая и Кубено-Озерская. В 1964 году начало функционировать Вологодское специализированное кружевное объединение «Снежинка». С 1992 года объединение находилось в коллективной долевой собственности. Позднее оно преобразовалось в Товарищество с ограниченной ответственностью, а затем в Закрытое акционерное общество «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», где работает более ста высококвалифицированных кружевниц. Вологодский промысел получил широкое признание.

Награды:

1876 г. – выставка в Филадельфии – Вологодское кружево - высокая оценка;

1893 г. – выставка в Чикаго - Вологодское кружево - высокая оценка;

1925 г. – Парижская выставка – золотая медаль;

1937 г. – Международная выставка в Париже – награда «Гран-при»;

1958 г. – Брюссельская всемирная выставка – золотая медаль и награда «Гран-при» за кружевной Вологодский занавес «Русские мотивы» по рисунку А.А. Кораблевой;

1968 г. – Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина ведущим художникам;

1969 г. – XXV Международная выставка в Пловдиве – золотая медаль;

1986 г. – Орден Красного Знамени за успешную работу, большой творческий подъем и создание уникальных выставочных изделий;

1998 г. – Всероссийская выставка – золотая медаль;

2008 г. – Международная выставка-ярмарка «Российский лен» - Коллекция Александра Фомина «Ночная сказка», награда «Гран-при».

Более того, в Вологде постоянно проходят Всероссийские совещания «Состояние и перспективы развития льняного комплекса России», организуются конференции. Ежегодно проводятся Всероссийский конкурс «Серебряная коклюшка», международный конкурс коллекций тканей, одежды, кружев, аксессуаров «Лен – в товары России»

Исследуя стиль работы кружевниц, были выделены разные школы мастеров на Вологодчине: К.В. Исаковой, В.В. Сибирцевой, Э.Я. Хумалы. Большой вклад внесли в развитие кружевоплетения заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. На востоке области широко распространено кружевоплетение на крючках и спицах. В центральной части региона используются цветные кружева. К сожалению, утрачен секрет производства золотых кружев.

Выявлены тенденции в развитии кружевоплетения как народного промысла: бережное отношение к традициям старых мастеров и их развитие; совершенствование тематики изделий; представление продукции на международном уровне.

Анализ музейных экспонатов показал, что фольклор нашел отражение в кружевах разных времен и эпох, свидетельствующих о политических, экономических, социальных и нравственных явлениях. Кружевницы, как и пряхи, швеи используют лен, а также песни, пословицы и поговорки, что находит отражение в рисунках снежинок и других явлений природы. Тем самым мастера сохраняют культуру, традиции, вносят новшества в свой промысел.

Раскрыты механизмы приобщения к этике предпринимательского дела. Традиционные – выставки, ярмарки, СМИ. И новые - телевидение, интернет.

Определены пути приобщения к культуре предпринимательства – торговля, в т.ч. через интернет-магазины; постоянно действующие выставки, посещение музеев, экскурсий; обмен опытом среди кружевниц и специалистов; обучение и переподготовка.

Таким образом, исследовательский материал дает право судить о том, что кружевоплетение является составной частью культуры Вологодского края, достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.

Результатом исследования могут быть использованы в сфере педагогической, краеведении, музейном деле, маркетинге, рекламе, создании бренда «Вологодское кружево».