Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал- одна из основных задач современной школы. Творческая личность – это человек, обладающий всеми качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и навыков, необходимых для творчества. Формирование творческой личности лучше всего происходит в процессе творческой деятельности. Творческую деятельность учащихся учитель может организовать не только во время уроков, но и на внеклассных занятиях.

Нами была разработана и апробирована программа кружка «Решение изобретательских задач» в Магарасской СОШ Горного улуса РС(Я). В программу кружка включены следующие темы:

«История ТРИЗ», «Жизнь и творчество Г.С. Альтшуллера – автора ТРИЗ», «Основные понятия ТРИЗ», «Приемы решения изобретательских задач».

Успешность решения изобретательских задач зависит от творческих возможностей человека. Для развития творческого воображения у учащихся нами был использован метод фокальных объектов. Метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы в фокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом (США, 1953г.) для создания объектов с новыми свойствами.

Предложим, мы хотим придумать новый редактор текстов. Далее случайным образом необходимо назвать любые существительные, например, роза, гвоздь, лед, мечта. Каждое существительное необходимо охарактеризовать прилагательными.

Система, которую мы хотим изменить (редактор), оказывается «в фокусе» 4-х других систем или понятий. Получаются сочетания целевой системы и перечисленных свойств. Например: детский редактор текста; нежный редактор текста; тающий редактор текста; твердый редактор текста, острый редактор текста, красивый редактор текста, волшебный редактор текста.

Каждую полученную идею необходимо дополнить путем свободных ассоциаций. Метод успешно используется для получения неожиданных идей для новых продуктов, фантастических рассказов, игр и т.д.

Основное внимание мы уделяли формированию у учащихся таких понятий, как техническое противоречие, физическое противоречие, идеальный конечный результат, посредством заданий по разбору творческих задач.

Как писал Г.С.Альтшуллер, «решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ». Он сформулировал 40 основных и 10 дополнительных приемов устранения технических противоречий, анализируя сотни тысяч изобретений из самых разных областей техники и составил таблицу применения приемов. Нами использованы следующие приемы решения изобретательских задач: «изменение агрегатного состояния объекта», «сделать наоборот», «использовать посредника», «принцип дробления», «принцип объединения».

Таким образом, итоги проведенного анкетирования показали, что содержание разработанного нами кружка «Решение изобретательских задач» доступно для учащихся 9-10 классов. Учащиеся научились чувствовать свои творческие возможности.