Успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, так и будущего специалиста.
Анализ научной литературы показал, что успешность адаптации студентов к обучению в вузе во многом зависит от состояния их здоровья и организации жизнедеятельности [1 стр. 3-4]. Отмечено, что одной из причин ухудшения здоровья студентов является их безразличие к нему и неготовность к организации жизнедеятельности в новых условиях. Богатейший арсенал средств физической культуры остается невостребованным в повседневной жизни студенческой молодежи, профилактике заболеваний, формировании здорового образа жизни, повышении умственной и физической работоспособности.
В последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих некоторые аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры. Е.А.Батова указывает на использование различных видов физических упражнений в процессе адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности [2, стр. 12]. Д.В.Никифоров определяет формирование адаптированности студентов к профессиональным нагрузкам средствами физической культуры [3, стр. 1]. Актуальность проблемы адаптации определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений.
Цель нашего исследования – изучить влияние средств физической культуры на адаптацию студентов-первокурсников ТИ (ф) СВФУ. Задачи: 1) изучить какие трудности испытывают студенты при поступлении в вуз, 2) рассмотреть процесс адаптации студентов первого курса, занимающихся в различных учебно-спортивных группах, сделать анализ и дать рекомендации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры будет успешным, если: 1) используются физические нагрузки, положительно влияющие на психофизическое состояние студентов; 2) эффективно используются формы физической культуры во внеучебное время. В связи с эти мы предполагаем, что студенты спортивной группы лучше и быстрее адаптируются к деятельности в вузе, чем студенты группы ОФП.
Объект исследования: адаптация студентов первого курса к обучению в вузе. Предмет исследования: процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Мы провели исследование первокурсников, в количестве 28 человек, с сентября 2012 г. по февраль 2013 г.
Приступая к опросу, мы задали вопрос «Как вы думаете, вы считаете себя адаптированным к вузовской сфере?». На что получили следующие ответы (рис. 1).
Рис. 1. Адаптированность студентов в вузе
Из опрошенных половина вчерашних школьников ощутили себя адаптированными к новым условиям учебной деятельности, ответы «нет» и «не знаю» указывают на дезадаптацию студентов к вузовской сфере.
В связи с этим интересен вопрос: «С какими трудностями столкнулись студенты-первокурсники при поступлении в вуз?». Основные трудности: 1) адаптация к вузовской системе обучения - 50% ответов; 2) трудности в учебе - 42,8%; 3) большой объем учебного материала - 64,3%; 4) жилищно-бытовые и материальные проблемы по – 28,6%. Как видно из ответов студентов, вчерашние школьники испытывают наибольшие трудности в адаптации к вузовской системе обучения, в получении большого объема учебного материала, освоении учебного материала.
Перечислим негативные факторы, влияющие на организм студентов в вузе с учетом их ответов: учебную перегрузку отметили 35,7% опрошенных; недостаток времени - 64,3%; отсутствие своевременного отдыха и расстройства сна по 50% ответов. Как видно данные факторы достаточно выражены у студентов. На них необходимо обратить особое внимание, т.к. они являются факторами риска и при суммарном воздействии могут тормозить восстановительные процессы в организме и вызывать различные заболевания.
Для исследования процесса адаптации студентов в вузе нами проведено наблюдение в двух учебно-спортивных группах: ОФП (общая физическая подготовка) - 12 студентов, «Аэробика» - 6 человек. Для оценки психологической атмосферы в коллективе мы использовали методику А.Ф.Фидлера, в основе которой лежит метод семантического дифференциала.
Анализ исследования показал: 1) студенты группы ОФП, отмечая психологический климат, получили оценку 22,1%, что является нормой; 2) в группе аэробики - 11,9%, что относится к наиболее благоприятной атмосфере в коллективе.
На вопрос «Как Вы думаете, занятия физкультурой, участие в различных спортивных мероприятиях способствуют вашей адаптации в вузе?» студенты групп ответили по-разному, причем в группе аэробики 100 %-ый результат ответа «да», а в группе ОФП 58,3% студентов ответили «да», 33,3% - «не знаю» и 8,3% – «нет».
Нам было важно, насколько активно студенты принимали участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри вуза в сентябре-ноябре 2012 г. (табл.1).
Таблица 1
Активность участия первокурсников в спортивных мероприятиях ТИ (ф) СВФУ
№№ п/п |
Спортивные мероприятия |
Ответы в % |
|
группа ОФП |
группа «Аэробика» |
||
1 |
Спартакиада для первокурсников |
41,6 |
66,6 |
2 |
Кросс наций |
41,6 |
33,3 |
3 |
Фестиваль спорта и здоровья «В мире фитнеса»: |
0 |
100 |
3.1 |
Конкурс по фитнес-аэробике |
0 |
100 |
3.2 |
Фитнес-марафон |
0 |
66,6 |
3.3 |
Конкурс Мисс «Грация» |
0 |
83,3 |
Можно сделать вывод из выше представленного, что студенты группы ОФП менее активны в спортивных мероприятиях, нежели группы «Аэробика».
Также нами был проведен экспресс-опрос в сентябре, ноябре 2012 г. и в феврале 2013 г. с целью определения динамики процесса адаптации в вузе (табл. 2).
Таблица 2
Динамика процесса адаптации студентов-первокурсников
№ |
Трудности |
Сентябрь 2012г. |
Ноябрь 2012г. |
Февраль 2013г. |
|||
ОФП |
Аэробика |
ОФП |
Аэробика |
ОФП |
Аэробика |
||
1 |
Адаптация к системе обучения в вузе |
50% |
33,3% |
41,6% |
16,6% |
33,3% |
16,6% |
2 |
Трудности в учебе |
58,3% |
66,6% |
50% |
16,6% |
33,3% |
0% |
3 |
Проблемы в общении с группой |
25% |
16,6% |
0% |
0% |
0% |
0% |
4 |
Проблемы в общении с преподавателями |
41,6% |
33,3% |
33,3% |
16,6% |
16,6% |
0% |
Как видно, в сентябре у обеих групп процесс «вхождения» в вузовскую сферу деятельности в целом одинаков. А в ноябре 2012 г. процесс адаптации в группе «Фитнес-аэробика» стал более положительным, т.е. студенты этой группы лучше адаптируются к вузовской сфере, нежели студенты группы ОФП. К февралю 2013 г. студенты группы «Фитнес-аэробика» почти полностью адаптировались к обучению в вузе и не указывают на проблемы, а студенты группы ОФП до сих пор испытывают существенные трудности.
В заключение следует сделать следующие выводы: 1) основные трудности, с которыми столкнулись студенты при поступлении в вуз: адаптация в вузе, усвоение учебных материалов и их большой объем; 2) у студентов спортивной группы «Аэробика» процесс адаптации идет более благоприятно чем, у студентов группы ОФП; 3) на процесс адаптации положительно влияют физические нагрузки, связанные с занятиями спортом, что подтверждается положительной динамикой адаптации в группе «Фитнес-аэробика»; 3) успешной адаптации способствует участие студентов в различных спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых внутри вуза.
Рекомендации: 1) активное взаимодействие с преподавателями; 2) самостоятельный выбор возможностей для творческой организации во внеучебное время (секционные занятия по избранному виду спорта, спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия и др.); 3) ведение здорового образа жизни.