Вопросы отбора в спорте, вообще, и в футболе, в частности, всегда занимали ведущее значение в построении учебно-тренировочного процесса Отбор является важной и органической частью учебно-тренировочного процесса, так как способствует решению основной задачи спортивной подготовки- достижению высоких спортивных результатов [Бриль М.С, 1980]. Отбор- это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования [Волков В.М., Филин В.П., 1982]. Ошибочный выбор вида спортивной деятельности травмирует психику ребят, приводит к большим потерям потенциального контингента занимающихся или к прекращению занятий вообще, не позволяет повысить качество спортивной подготовки значительной массы юных спортсменов [Гужаловский А. А., 1986]. Успешность ее проведения на начальных этапах спортивной подготовки во многом зависит от сформированной готовности к выбору вида спортивной деятельности. По результатам педагогических наблюдений и контрольных испытаний отбираются наиболее способные и трудолюбивые дети [Пшибыльский В., 2003].
Целью нашего исследования явилось выявление способностей детей к занятиям футболом. В связи с этим уже на первом году занятий физической культурой на базе средней общеобразовательной школы г. Набережные Челны нами проводились специальные тесты для выявления пригодности к занятиям футболом. Практическая значимость исследования состоит в выявлении методики формирования готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей на этапах предварительной спортивной подготовки и начальной спортивной специализации, позволяющей повысить эффективность ориентационной работы и качество учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Вопросы отбора в футболе разнообразны, многоплановы и имеют свою специфику в зависимости от поставленных задач и конкретных этапов подготовки футболистов. Это определило актуальность и направление нашего исследования. Предварительные результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и определили дальнейшую стратегию.