Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
In this article the author considers acquaintance of preschool children with fiction by means of a workbook, the purpose of work on formation of reader´s activity and literary development of preschool children is opened. The author considers requirements which are imposed to workbook structure, the basic principles of its construction. Besides, the author allocated the main problems which are solved with workbook use on literature on occupations with preschool children.
working notebook
literary development
principles
reader activity

Согласно проведенным нами исследованиям, мы считаем, что процесс приобщения дошкольников к чтению и их литературного развития будет происходить на основе использования рабочей тетради по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, то необходимо выделить цель и основные задачи рабочей тетради по литературе для детей дошкольного возраста. Цель рабочей тетради по литературе для дошкольников - не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя. Именно поэтому эта рабочая тетрадь может быть использована для работы с детьми. Мы выделили основные задачи, которые решаются с использованием рабочей тетради по литературе на занятиях, т.о. рабочая тетрадь:

– обеспечивает каждого ребенка заданиями, необходимыми для работы на занятии и вне;

– позволяет индивидуализировать организацию читательской деятельности дошкольников;

– обеспечивает читательскую деятельность разнообразными типами творческих и игровых заданий (тесты, викторины, словесное и графическое рисование и т.п.);

– организует самостоятельную читательскую деятельность детей в детском саду и дома;

– повышает эффективность формирования читательских умений дошкольников (обучение пересказу, характеристика героя произведения, составление рассказа на основе прочитанного и т.д.);

– помогает организовать контроль за читательской деятельностью детей;

– способствует повышению эффективности работы детей на занятии (смена видов деятельности и форм работы) [1, c 40-69].

В основе рабочей тетради по литературе для дошкольников лежит эстетический принцип в сочетании с принципами системности, доступности, преемственности и перспективности. Рассмотрим эти принципы более подробно [2, c 119-128].

Эстетический принцип характеризуется тем что:

- художественное произведение рассматривается как эстетическая ценность, потому не допускается адаптация текста;

- отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;

- в содержание образования включаются мотивация читательской и творческой деятельности, необходимые для ее осуществления представления, знаний и умения;

- основной метод изучения художественного произведения – целостный анализ текста, метод развития речи – театрализованная деятельность и словесное творчество детей.

Принцип системности характеризуется тем что:

- установление связей между всеми элементами содержания литературного образования: целью, задачами, содержанием, методами и приемами работы;

- процесс восприятия и изучения произведения требует внимания к взаимосвязям элементов, рассмотрения элементов как части целого, выявлению его функции, его художественной значимости в раскрытии основной мысли произведения.

Принцип доступности характеризуется тем что:

- определяет отбор содержания и методов обучения, необходимых для литературного развития дошкольников;

- в этом возрасте происходит постепенная интеллектуализация восприятия – постепенно текст художественного произведения становится предметом осмысления, происходит развитие наглядно-образного мышления постепенно, к старшему дошкольному возрасту, переходящее в словесно-логическое; появляется способность устанавливать причинно-следственные связи; появляется способность выражать и фиксировать эмоциональное состояние персонажей произведения и собственное.

Принцип преемственности и перспективности характеризуется тем что:

1. Выражается в едином подходе к формированию читательской деятельности и литературному развитию с дошкольной ступени и до выпускного класса общеобразовательной школы. Данная программа ориентирована на дальнейшее изучение литературы в начальной школе и далее. Дошкольное образование - подготовительный этап формирования читательской деятельности, дающий толчок для развития базы литературного образования в начальной школе.

Рабочая тетрадь имеет следующую структуру (разделы): анкета читателя, заповеди читателя; «Мои любимые писатели»; сведения о сказочных героях, сказка и смежные жанры; ребусы, загадки, кроссворды; иллюстрации к художественным произведениям, творческая работа; читательский формуляр.

В нашей тетради также используется система условных обозначений, которая позволяет ребенку легко ориентироваться в рабочей тетради, выполнять задания. С целью выявления мотивации чтения у ребенка, определения его жанровых предпочтений и читательских приоритетов, а так же степени читательской самостоятельности и степени литературного развития детей заканчивается наша тетрадь читательским формуляром, где отражаются следующие направления читательской деятельности дошкольника за год.

Далее, с целью формирования умения ориентироваться в книге, считаем необходимым познакомить дошкольников с основными элементами книги: обложка, содержание, корешок, переплет, страницы. Также в рабочей тетради представлены заповеди читателя, которые будут способствовать знакомству с правилами рассматривания и чтения книг; воспитанию бережного отношения к книгам; бережному отношению к своему здоровью. В рамках реализации проблемы литературного развития необходимо ввести информацию об авторах изучаемых произведений, предварив ее портретом с указанием даты жизни, что позволит сформировать у дошкольников представление об авторах, чьи произведения они читают вместе со взрослыми, например ввести раздел «Мои любимые писатели».

С целью углубления содержания произведения, а также понимания его основной мысли, пробуждения в ребенке тех чувств и эмоций, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащения его зрительного восприятия и эстетического развития детей используется работа с иллюстрациями, например: беседа по картинке или творческая работа на основе прочитанного. Это способствует и развитию творческого мышления у дошкольников.

Такой подход к разработке тетради по литературному чтению позволяет рассматривать ее как современное эффективное средство литературного развития и формирования читательской деятельности дошкольников, которое позволяет совершенствовать все виды речевой деятельности дошкольника (слушание, говорение, различные виды пересказа). А также способствуют более глубокому знакомству дошкольников с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы. Развивает нравственные и эстетические чувства дошкольника. Одновременно рабочая тетрадь по литературе предоставляет широкие возможности для интеграции общего и дополнительного образования при организации самостоятельной работы дошкольников, как в условиях основного учебного процесса, так и в рамках самостоятельной деятельности, развития литературно-творческих способностей дошкольников.

В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности [3, c 33-41]. Целью системы работы по формированию читательской деятельности и литературного развития старших дошкольников является:

1. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) – когнитивный и эстетический компоненты.

2. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением.

3. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности.

4. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном.

5. Расширение культурного поля ребенка при изучении литературы.

6. Развитие связной речи.

7. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей.

8. Работа на занятии в рабочей тетради.

Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников детских садов к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений и успешному литературному развитию в начальной школе.

Разработанная нами система направлена на решение следующих задач:

1. Приобщение детей к чтению, формирование читательского интереса.

2. Развитие литературных способностей (эмоциональной чуткости к слову, способностей к зрительной конкретизации словесного образа и образному обобщению).

3. Расширение кругозора и культурного поля ребенка, воспитание у ребенка потребности в чтении.

4. Формирование эстетического вкуса и системы эстетических ценностей.

В ходе констатирующего среза было установлено, что дошкольники испытывают затруднения при анализе художественного произведения. Анализ художественного произведения - умение творческое, предполагающее готовность ребенка найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели. Поэтому, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий, т.е. с помощью алгоритма. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности детей, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

При анализе литературного произведения ребенку нужно также устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия. Старшие дошкольники еще не могут освоить понятие «композиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанавливать связи между поступками персонажа и его характером, осмыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Это умение не сводится к формальному пересказу фабулы – важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет случайных деталей, эпизодов, характеристик, что все элементы соединены в систему, в единое целое и понять произведение (его идею) можно, только обнаружив связь элементов между собой [4, c 62-69]. При анализе произведения также важно целостно воспринимать образ персонажа. Одновременно читатель должен видеть и то, как тот или иной образы связаны с общей идеей произведения. Это невозможно, если не сформированы предыдущие умения, т.к. образ персонажа – элемент композиции и создается с помощью различных композиционных приемов и языковых средств.

Итак, в основе читательской деятельности ребенка лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении; без этого умения невозможно воссоздать образы и картины, описанные художником слова; отчетливое представление об образах приводит к необходимости понять их, осмыслить связи между ними, понять причины конфликта, это, в свою очередь, вызывает сопереживание, появление читательской оценки, которая сравнивается с авторской. Осознание идеи приводит развитого читателя к необходимости по-новому взглянуть и на язык произведения, и на его композицию, и на образы, т.е. усилит эстетические переживания. Ребенок не становится читателем сразу же, с первых занятий. Чтобы все читательские умения проявлялись комплексно, им сначала ребенка нужно научить. Поэтому на занятиях ребенок должен работать с произведениями, в которые: интересны детям; доступны по идейному содержанию; содержат яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

С этой целью подбирается детские произведения, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. Начальные литературоведческие и речеведческие знания формируются в процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы педагог формулирует сам в доступной детям форме. Важно, чтобы представления накапливались в определенной системе, чтобы наблюдение за каждым отдельным элементом текста обогащало представление о произведении как художественном целом. Важно научить ребенка-дошкольника приемам анализа произведения, т.е. те операциям, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста. Приемы анализа – это одновременно и средство постижения художественного произведения, поэтому выбор приема определяется: особенностями художественного текста; задачей, которую необходимо решить при анализе;его доступностью для ученика.

Предлагаемая система работы по формированию читательской деятельности и литературного развития дошкольников выстроена как система занятий, структура занятий представлена в рабочей тетради по литературе, которая способствует росту читателя-дошкольника.