Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Научно-исследовательская деятельность, как, впрочем, и любая другая деятельность, может осуществляться не только ради достижения цели как таковой, а может быть связана с получением огромного прилива эмоций. То есть студент может выполнять научно-исследовательскую деятельность в результате поиска реализации имеющегося внутреннего побуждения к возникновению такого эмоционального состояния как аффект.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, что характеризуется ярко выраженными двигательными, речевыми проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, к аффектам относятся такие эмоции как страх, гнев, радость, восторг и т.п.

Также различают физиологический и патологический аффекты. В состоянии физиологического аффекта человек, несмотря на пережитое внезапно потрясение, способен руководить своей деятельностью или контролировать ее. Этот аффект возникает как реакция организма на сильный и неожиданный раздражитель. Патологический аффект большей частью обуславливается относительно слабым раздражителем, например незначительным оскорблением.

Отметим два важным момента в возникновении состояния аффекта: во-первых, состояние аффекта возникает внезапно, то есть эмоциональная реакция растет и развивается на подсознательном уровне и внешне проявляется уже тогда, когда что-либо сделать с ними человек практически не в состоянии; во-вторых, устранить или уменьшить возникшее состояние аффекта сразу невозможно.

Так при креативном подходе студента к научно-исследовательской деятельности, им могут ставиться цели, где предвидеть результат действий трудно или невозможно. И когда в конечном итоге достигается цель, особенно если не было внешнего вмешательства или помощи, то у студента возникает состояние аффекта, выражаемое восторгом.

Испытать состояние аффекта студент может при успешной защите своего научно-исследовательского труда, в этом случает, он испытывает радость. Такие положительные аффекты очень доброжелательно складываются на психическом состоянии студента, и как следствие формируют положительного отношение к учебной деятельности, к предстоящей профессиональной деятельности и т.д.

Аффекты отрицательной направленности также влияют на психологическое состояние студента. Так в зависимости от ситуации и индивидуально-психологических особенностей, может формироваться негативное отношение к деятельности и возникнуть переосмысление своих позиций и действий.

В ходе проводимого исследования, в процессе достижения студентом поставленной цели возникла проблема о невозможности получения результата. Это было связано с следующими ситуациями аффекта:

1. Студент «темпераментный» бросит работу и не будет искать причину, по которой она не получается, при этом возможно обвинит окружающих или преподавателя в некорректности данного задания. Таким образом, возникнет отрицательное состояние аффекта – гнев или разочарование, которое не несет пользу психике студента.

2. Студент «рассудительный» проанализирует действия, с целью выявления причины неудачи, при необходимости обратиться за консультацией к преподавателю или окружающим. Таким образом, возникнет отрицательное состояние аффекта – тревоги и переживания, которое при соответствующей внешней поддержке принесет пользу психическому состоянию студента.

Основываясь на выше сказанном, выдвинем предположения о том, что необходимо учесть преподавателю при организации научно-исследовательской деятельности студента:

Предвидеть возможные отрицательные эмоциональные ситуации, в следствие которых возможно появление соответствующего аффекта, и обеспечить необходимую помощь и поддержку, которая способна негативные реакции свести на нет .

Организовывать положительно направленные эмоциональные ситуации, так как студент как еще формирующийся компетентный специалист, нуждается в положительных оценках, адекватной критике.