При этом школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», одобрена Правительством РФ 29.12. 2001 г.).
Концепция определяет развитие основных принципов государственной политики в области образования в России, которые также, определены в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.;1996 г.) и которые сформулированы исходя из базового определения образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Следствием новой трактовки понятия «образование» являются приоритеты социального воспитания и приоритеты личностных интересов человека в образовании, что усиливает «весовые коэффициенты» факторов социализации-индивидуализации и придает системам общего и профессионального образования статус личностно ориентированных (гуманизированных) систем.
Концепция взаимосвязана с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» (2000 г.), где приоритетами для образования человека становятся: (1) способность к самоорганизации; умение отстаивать свои права; участвовать в деятельности и создании общественных объединений; (2) толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог; искать и находить содержательные компромиссы; (3) правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Однако, актуальность концепции гуманизации образования («образования личности») усматривается не только в ее значимости для обновляющегося общества, но и в наличии определенных эмпирических и теоретических предпосылок.
К первым можно отнести накопленный за последние десятилетия опыт новаторской и научной деятельности в области образования, направленный на создание альтернативных образовательных систем, а также систем развития профессионального образования. В качестве теоретических предпосылок выступают фундаментальные исследования о функции личности в социуме и жизнедеятельности человека, о специфических механизмах развития «личностных функций» (смыслообразования, субъективации, рефлексии), о соотношении функционально-когнитивных и личностных компонентов в профессиональном образовании. (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, Э.М. Никитин, А.М. Новиков, И.С. Якиманская и др.).
Вместе с тем, несмотря на имеющийся для этого перечень достаточных нормативных, эмпирических и теоретических предпосылок, обоснованной и целенаправленной системы «образования личности», которая была бы встроена в процессы модернизации профессионального образования и которая бы способствовала согласованию в образовательном процессе интересов человека, общества, государства, в настоящее время еще не сложилось.
В наших работах рассматриваются круг проблем ориентированных на человека, главным образом, в системе дополнительного профессионально-технического образования. И конкретно проблемы применительные к деятельности негосударственных образовательных учреждений дополнительного профессионально-технического образования специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, расположенные в промышленной зоне Среднего и Южного Урала (непосредственно - Республики Башкортостан).
Анализ необходимых нормативных, эмпирических и теоретических предпосылок в образовательной ситуации, сложившейся в дополнительном профессионально-техническом образовании Среднего и Южного Урала, показывает, что имеются, по меньшей мере, три серьезные группы вопросов (факторов), препятствующих введению в действие программ гуманизации дополнительного профессионально-технического образования:
- первая - отсутствие новых дифференцированных (а в отдельной типологии - интегрированных) по уровням и ступеням образовательных программ и образовательных стандартов нового поколения, адаптированных к целям гуманизации дополнительно профессионально-технического образования и ценностно-ориентированных на новое, иное качество массового технического образования, на конкурентоспособность и социально-профессиональную мобильность специалиста на рынке труда;
- вторая - профессиональная культура педагогического сообщества в системе дополнительном профессионально-техническом образовании (уровень образовательного ценза, тип полученного профессионального образования, профессиональная ментальность, накопленный опыт психолого-педагогической и производственной деятельности) пока еще остается не адекватной требованиям, которые уже сегодня должны быть предъявлены к педагогам. И не столько как к исполнителям мероприятий по реализации программы гуманизации дополнительного профессионального образования специалистов в конкретном образовательном учреждении, ориентированном на проблемы промышленной безопасности и охраны труда, сколько как к субъекту социально-профессионального воспитания, осуществляющего «образование личности» специалиста как профессионала нового типа;
- третья - административный тип управления профессиональным образованием и, соответствующий этому типу, сформировавшийся административный тип руководителя учреждения дополнительного профессионально-технического образования (ректор, проректоры, заведующие кафедрами, преподаватели, методисты, менеджеры и т. д.), в настоящее время еще далек от ориентации на цели и ценности гуманизации;
- четвертая - программы управления качеством образования с позиции интересов его основного заказчика - человека-специалиста технических отраслей экономики, далеки от целей гуманизации дополнительного профессионально-технического образования.
Поэтому мы предполагаем, что становление и развитие процесса гуманизации, может быть поэтапно и эффективно реализовано, то есть приобретёт характер педагогической системы, если образовательные программы дополнительного профессионального образования специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут разрабатываться и реализовываться с учетом следующих трех взаимосвязанных групп факторов:
- первая группа - нормативные факторы - представляет модели профессионального нормативного сознания педагога, регламентированные целями, ценностями, содержанием квалификационного стандарта для соискателей, первой или высшей квалификационных категорий;
- вторая группа - психологические факторы - представляет концептуальные модели «ядра личности», регламентированные содержанием концепции самореализации (актуализации или самоактуализации);
- третья группа - педагогические факторы - представляет структурно-функциональ-ные модели технологий педагогической деятельности (педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогическая оценка качества), регламентирующие способы осуществления дополнительного профессионально-технического образования, ориентированного на человека в условиях конкретного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты.