Учебная деятельность студентов является предметом многолетних исследований, но и сегодня это направление актуально. Ведь на сегодняшний день, в период непрерывного совершенствования технологической основы цивилизации, меняются образовательные стандарты, так увеличиваются количество материала необходимого для изучения и при этом уменьшается объем часом, отводимые на изучение материала. Такая ситуация может привести к отсутствию необходимых ступеней в развитии познавательных интересов студентов, с одной стороны, и недостаточной подготовленность в развитии абстрактных форм мышления - с другой, а это в свою очередь приведет к формализму в усвоении знаний и формированию способностей.
Основываясь на анализе научных исследований в данной области, под формализмом знаний понимается качество знаний, получаемых механическим заучиванием, без достаточного понимания и умения использовать их на практике.
Божович Л.И. [1] в своих исследования выделил два рода формализма:
1 род формализма. Основной характерной чертой является заучивание без достаточного понимания. Здесь обычно присутствует довольно точное знание правил, знание словесных формулировок, приведенных примеров, но все это лишено действительного содержания. При таком формализме наблюдаются вербализм, пристрастие к штампам в речи и мысли.
2 род формализма. Связан с определенными отношениями к знаниям. Студенты владеют способами теоретического мышления, так они способны к «отлету от действительности», могут сделать предметом сознания само понятие, обобщение, закон, но перед ними возникает другая трудность: оторвав понятие от предмета, они не всегда умеют вернуться к нему, увидеть в научном понятии все многообразие отраженной в нем конкретной действительности.
Основываясь на анализе соответствующей научной литературы и наших личных наблюдений, получаем, что при современной организации учебного процесса направленного на устранение формализма знаний необходимо использовать ассимиляционные процессы.
Где ассимиляция – принимать, поглощать или соединяться. В социологии под ассимиляцией понимают объединение групп или личностей с радикально отличающимися данными в одну группу с общими свойствами. [2] В психологии под ассимиляцией понимают процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира. [3]
Выделим некоторые требование к созданию ассимиляционных процессов при организации учебной деятельности студентов с целью устранения формализма знаний:
1. Необходимо чтобы каждый студент участвовал в учебном процессе и вносил свой вклад, основанный на личной интерпретации имеющейся информации.
2. Необходимо организовывать групповую работу студентов. Групповая интерпретация и ассимиляция знания зависят от синергии всех участников, и, так как синергия не может быть скопирована, то знания будут представлять отдельную компетенцию, которая незаменима.
3. Необходимо учебный процесс основывать на трех базовых позициях: «знаю что это», «знаю как применять» и «знаю где применять».
Такая организация учебной деятельности студентов позволит выявить недостающие знаний, неправильно усвоенные знания и устранить их. Устранение формализма знаний по средствам организации ассимиляционного процесса в учебной деятельности может осуществляться на разных стадиях:
1 стадия – синкретическое управление знаниями, когда бессистемно выдвигаются идеи по решению возникшей проблемы (вопроса), а затем в ходе специально организованного учебного процесса отбираются и структурируются правильные направления для решения.
2 стадия – системное управление знаниями, когда идеи выдвигаются на основе анализа общих признаков проблемы.
3 стадия – понятийное управление знаниями, когда идеи выдвигаются на основе всевозможных соответствующих корректно выделенных признаков.