Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В результате демографических особенностей расселения народов, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своей территории. Практически во всё современном мире внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. Ярким примером тому является Российская Федерация – многонациональная, поликультурная страна.

Мы проживаем в Поволжском регионе, исстари многонациональном и мультикультурном, в том числе и Ульяновская область. Согласно переписи населения 2010 года национальный состав нашей губернии включает более ста национальностей, основными из которых являются русские, татары, чуваши, мордва[2, c. 48]. Данный факт актуализирует необходимость ведения полномасштабной работы на разных уровнях образования, культуры, социальной работы и т.д. по развитию полиэтнической культуры населения, особенно детей и молодёжи.

Одним из эффективных средств воспитания подрастающего поколения в рамках формирования полиэтнической культуры является приобщение его к национальной культуре. Только бережное отношение к богатому опыту культурного прошлого своего народа и народов-соседей, содержащему в себе вечные ценности, передающиеся из поколения в поколение, не позволяет быть «иванами – непомнящими родства».

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знания, умения и навыки человечества, являются прекрасным средством для специалистов социальной работы и других деятелей, занимающихся проблемой формирования полиэтнической культуры населения н современном этапе.

Почти всюду на Земле существуют противоречия между этническими общностями. Чаще всего межэтническая напряжённость существует между основной этнической общностью и этническим меньшинством, которая может вылиться в открытые или скрытые конфликтные действия, выражающиеся в форме социальной и этнической конкуренции.

Политическая история полна примеров конкуренции национальных образований, в связи с тем что в многонациональных государствах часто наблюдается некоторая несправедливость в предоставлении политических и национальных прав. В такой ситуации оказывается важным формирование особого национального самосознания субъектов этнической группы, которое складывается из знаний своих собственных национальных исторических корней, экономического и социального многообразия форм бытия, культуры, традиций, обычаев [1, c. 34]. В данном вопросе роль социального работника, равно как и специалистов других областей, важна и значима. От системности и планомерности работы специалистов по развитию полиэтнической культуры населения, особенно детей и молодёжи, зависит уровень национального самосознания, а, следовательно, и степень толерантности друг к другу разных этнических групп и их представителей.

В процессе межнациональных отношений чаще всего возникают конфликты, то есть трудно разрешимые противоречия. Одним из направлений деятельности специалиста по социальной работе является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп населения, в том числе этнических общностей. Задача социального работника совместно со специалистами других структур – направить этнический конфликт в позитивное русло и добиться его разрешения с наименьшими потерями для всех участников. Также одной из основных задач специалиста по социальной работе является выявление проблемы и оказание помощи клиенту (в данной сфере – чаще всего этнической группе, но возможны конфликты и между отдельными личностями разных национальных общностей) в рамках профессионального поля. Для этого социальный работник должен обладать конфликтологическими знаниями, умениями, навыками в области полиэтнической культуры многонационального пространства. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. При умелом профессиональном ведении работы по разрешению противоборства специалистами по социальной работе и работниками других структур данная стадия может наступить и до возникновения конфликта. Довольно часто один из субъектов или оба субъекта замечают элементы конфликтности на первых стадиях – конфликтного противодействия и поиска решения проблемы – и делают всё возможное для устранения объективных причин конфликта [3, c. 93].Частичное разрешение конфликта имеет место, когда посредством соответствующих изменений реальных условий среды конфликт преобразуется таким образом, что субъекты оказываются незаинтересованными в продолжении конфликтных действий. Это достигается путём грамотного и своевременного вмешательства специалиста по социальной работе в конфликтную ситуацию.

Основные формы завершения конфликта – разрешение и урегулирование.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность специалиста по социальной работе (и(или) специалистов других областей) и субъекта конфликта (в нашем случае – межэтнические общности), направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Данная форма разрешения конфликта предполагает активность обеих сторон по преодолению условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Таким образом, именно развитие полиэтнической культуры членов общества позволяет избежать острых форм межэтнической неприязни, порой переходящей в открытый конфликт. Здесь важно тесное системное взаимодействие всех уровней власти, органов управления, всех государственных и общественных структур.