Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Предполагаемое создание нового фитнес клуба требует от инициаторов этого проекта решения многих организационных вопросов, важным из которых является поиск своей целевой аудитории. Прежде всего, необходимо исследовать существующий рынок в фитнес-индустрии. Изучение контингента потребляемых услуг, содержания фитнес-программ, стоимость услуг позволит выстроить свою стратегию развития фитнес клуба.

Предметом исследования работы явилось изучение рынка для проекта открытия фитнес клуба в городе Екатеринбурге. Цель – исследование и изучение рынка фитнес услуг в городе Екатеринбурге. Задача – исследование рынка по основным критериям: показатели, факторы влияния, предлагаемые фитнес-программы, в том числе групповые и персональные, особенности и тенденции развития фитнес центров. Актуальность данной работы связана с положительной динамикой развития фитнес-услуг, которые на сегодняшний день стали востребованными среди людей, ведущих здоровый образ жизни.

Основными показателями рынка фитнес-услугявляются предложение, спрос на услуги, потребители. Российский рынок фитнес-услуг существенно уступает по объему предложения американскому и европейскому, но темпы его роста стремительны. По данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM MarketResearch, за минувший год рынок фитнес-услуг в Москве достиг300-350 млн. $ [6]. Емкость общероссийского рынка составляет около 500 млн. $. В регионах эта цифра значительно меньше, порядка 5-20 млн. $. Несмотря на довольно внушительные размеры и высокие темпы роста, потенциал развития фитнес-индустрии в России все еще остается огромным.

По мнению экспертов,спрос на фитнес-услуги существенно увеличился только в последние пять-десять лет, в связи с изменением культуры потребления, модойна ведение здорового образа жизни. В крупных городах показатели насыщенности рынка значительно выше, чем в развивающихся. В России VIP-сегмент уже заполнен более чем на 70-90%, однако при этом потребитель VIP-услуг довольно нестабилен и нелоялен [6]. Этимможно объяснитьвысокий уровень конкуренции в VIP-сегменте и не очень большой потенциал для его роста. Примерно три четверти рынка фитнес-услуг в стоимостном выражениина сегодняшний день приходится на дорогой сектор.

По оценке Reebok-Fitness, степень насыщения среднего сегмента в России равна 50 - 60% [6]. При этом довольно высока эластичность и емкость сегмента. Ориентирован данный сегмент прежде всего на формирующийся средний класс, доход которого составляет более $600 на члена семьи в месяц. В этом секторе рынка идет основная конкуренция, поскольку средняя ценовая ниша дает наибольшие возможности для расширения бизнеса.

Нижний сегмент обслуживается в основном бывшими советскими спортивно-оздоровительными центрами и физкультурными комплексами, которые могут принять весьма ограниченное число клиентов. Они работают по принципу разовой или абонементной системы оплаты, без клубного членства. Такие заведения доступнее, чем фитнес-центры, но уровень сервиса в них значительно ниже. Емкость нижнего сегмента составляет 60%.

По результатам исследования, проведенного компанией Symbol-Marketing, самой активной группой посетителей фитнес клубов являются женщины до 30 лет. Мужчины реже посещают фитнес-центры, и в основном в возрастедо 35 лет. Спортивная активность у всех групп потребителей снижается к 40 годам. Фитнес клубы посещают только около 11% мужчин и 9% женщин старше 40 лет. По данным экспертов, более 5% занимающихся фитнесом, являются сотрудниками крупных российских компаний и корпораций, еще 15% являются работниками иностранных и совместных предприятий.Спрос на фитнес-услуги города Екатеринбурга удовлетворен всего на 60-70%. Местные операторы формируют цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников, в связи с отсутствием жесткой конкуренции.

Группа лидеровна екатеринбургском рынке фитнес-услуг состоит из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 30% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. К ним относятся: PowerhouseGym,WorldGym, WorldClass, "Флекс", "Экстрим", фитнес-центр Атриум Палас Отеля и WTC, фитнес-клуб при спортивном центре "Верх-Исетский" и др.

При сегодняшнем уровне спроса на фитнес-услуги в городе могут работать около 100 крупныхфитнес-центров. Запросы населения значительно превышают предложение. В КОБОН дают следующие оценки дефицита спортцентров: рынок фитнес-услуг города заполнен на 70% в классе premium и на 60% – в среднем ценовом сегменте.

Однойизособенностей российского рынка фитнес-услуг являетсяизменениевозрастной аудиториифитнесклубов. Большоеколичество людей среднего и пожилоговозрастаиспытываютпотребностьв поддержаниисвоегоздоровья и физической формы. Такая тенденция предполагаетвовлечение в занятияфитнесомлюдей данной возрастной категории.Это значит, что в фитнесиндустрии  всё большейпопулярностью будут пользоваться  программы, направленные  на  сохранениездоровья. Практически во всех фитнес клубах Екатеринбурга высокого уровняклиентам предлагают пройти медицинское фитнес-тестирование, что  значительно  сокращает риск  получения  травм и помогает правильнее составить программу тренировок.

Передовая мировая практика в области фитнеса всё больше идет по пути индивидуального дифференцированного подбора услуг для конкретного клиента. На приобретаемые клиентом дополнительные услуги, не входящие в клубные карты, приходится большая часть оказываемых услуг. По процентному соотношению между приобретаемыми дополнительными услугами и базовым набором услуг, входящих в клубную карту,Екатеринбург в среднем несколько отстает от других крупных городов.

Сегодня на рынкедействуютоколо десятикрупныхклубов и центров(1,5 - 3 тыс. кв. м и более), несколькодесятковсредних (от 500 до 1500 кв. м) и небольших (менее 500 кв. м) клубов. Всегоколичествофитнес клубов, включаянебольшие студии и клубы, входящие в инфраструктуруотелей, превысилосотню. Самымикрупными по количествупосетителей (до 5 тыс. человек в месяц) являютсясетевые клубыуправляющейкомпании «Профит»: два–международной сети PowerhouseGym в премиум-сегменте, один –международной сети WorldGym в премиум-сегменте,клуб международной сети ExtremeFitnessAthletics. Екатеринбургскийрынок включает в себя три московские сети: OrangeFitness и CityFitness, управляемыекомпанией «Страта Партнерс», а также «ИмперияФитнеса» (одноименныеклубы в среднемсегменте). На рынке действуютдвеместные сети: «Дансхолл» и «Фитнесшейп», которые имеют по две-три площадки в среднемсегменте.

Перспективы развития российского рынка фитнес-услуг оптимистичны – его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год. Потенциальная емкость российского рынка фитнес-услуг составляет порядка $2 млрд.По прогнозам компании "Бизнес Порт", рынок достигнет этой величины через 4-5 лет.Из всего населения Екатеринбурга на сегодняшний день постоянно занимаются фитнесом около 1% (для сравнения: в Москве – 3%) [5]. Спрос растет по мере появления и продвижения на рынке новых фитнес-центров.Несмотря на быстрый рост рынка фитнес услуг, предложения на рынке по-прежнему недостаточно – он заполнен на уровне 30-40% [5].

Конкуренция на Уральскомрынкефитнес-услугусловна: сильныхигроков можнопересчитать по пальцам. Приход в Екатеринбург таких крупныхмеждународныхоператоров, какPowerhouseGym,WorldGym, WorldClass и ExtremeFitnessAthletics, является доказательством стремительного роста рынка фитнес услуг в последнее время.Все ведущиеигрокироссийскогорынкаявляютсякрупными системами фитнес-клубов. Исходя из этого становится очевидно, что будущее за масштабными сетевыми проектами, а не за отдельно взятыми клубами. Аналогии с европейскими показателями подтверждает данное высказывание. По данным "Deloitte&Touche", на сегодняшний день в Великобритании на сетевые клубы приходится 58% от общего числа фитнес-центров, а воФранции - 75%.

На сегодняшний день вЕкатеринбургеохвачены не все группыпотенциальныхпотребителей.Сейчасцелевой аудиториейпрактически у всехкрупныхфитнес-центровнашегогородаявляютсяменеджерысреднего и высшегозвена, состоятельные люди. Рострынкасдерживаети недостаточное число тренероввысокойквалификации в ряде направлений.