Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В современном мире издано и издается огромное количество научной и методической литературы, в которой рассматриваются различные аспекты физической культуры. Благодаря чему в истории общественного развития для процесса физического совершенствования всегда отведена важная роль в формировании и развитии физической, умственной и психической гармонии человеческой личности.

В то же время, постоянно обогащающая арсенал своих средств элементами физической культуры, заимствуемыми из процессов трудовой и военной деятельности,физическое совершенствование проявляется не только как опора воспитания и здравоохранения, оно также удовлетворяет потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием напряжения, развлечением и сохранением энергии. В конечном счете, синтез физического совершенствования отражает специфическую сферу преобразования природы человеком, формирования все более совершенного человеческого естества, сознания, а также развитие соответствующих традиций, институтов и организаций.

Таким образом, область физического совершенствования сформировала свои специфические закономерности. Ее содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируются и дифференцируются. Однако существенную роль в ее развитии играет материальная база, общество, строй, вытекающие цели и задачи. Цепь взаимосвязей дополняют такие виды социальной деятельности, как политика, философия, право, здравоохранение, воспитание, религия, техника, военное искусство, эстетика, равно как и уровень культурных потребностей, местные обычаи и возможности. В этом состоит естественная неразрывная связь физической культуры с культурой нашего общества.

Специфические закономерности процесса физического совершенствования отражают множество функций: нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;информационная, отражающая свойство накапливать культурную информацию, быть средством ее распространения и передачи от поколения к поколению;коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов;эстетическая, связанна с удовлетворением эстетических потребностей личности;биологическая, связанна с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества[1,С. 118].

Важнейшей специфической функцией совершенствования в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни общественно значимой дееспособности.

Отдельные компоненты физического совершенствования нацелены на решение специфических функций частного характера: образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране; прикладные функции, имеющие непосредственное отношение в повышении специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма. Также среди функций, присущих физической культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физического совершенствования, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую.

Не следует забывать, что специфические закономерности физического совершенствования всегда проявляются как части физической культуры, определяемой социумом и общественными устремлениями. Но поскольку процесс становления требует постоянной творческой деятельности любого общества,можно говорить об этнических или национальных особенностях физической культуры той или иной страны[3, С. 80].

Анализируя физическое совершенствование, его специфические закономерности, чрезвычайно важно подчеркнуть диалектику всеобщего развития и развития так называемых региональных единиц. Даже в рамках самого всеобъемлющего синтеза резко выделяется влияние специфических этнических особенностей отдельных народов и наций. Однако главный предмет анализа представляет всеобщий, универсальный процесс физического совершенствования человека, который одновременно является источником и одним из определяющих факторов развития общественно – значимой дееспособности в национальных рамках. В общественных формациях такое взаимодействие осуществляется в условиях острой конфронтации. В связи с возникающим в результате этого противоречивым воздействием подчас создавалась ситуация, при которой общественные институты вовлекались в сферу политических столкновений.

При таком подходе заслуживает внимания то обстоятельство, что в области физического совершенствования иногда могут возникать поразительно сходные элементы и в полностью изолированных друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввиду аналогичных общественно-экономических условий. В подобных случаях спортивно-игровая фантазия данных народов создает в зависимости от географических условий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы физического совершенствования, служащие целям военной подготовки, здравоохранения, воспитания и развлечения[4, С. 147-149].

Формальная сторона специфических закономерностей физического совершенствования весьма изменчива. Время от времени лидирующее положение начинают занимать одни специфические закономерности, другие же оттесняются на задний план. Однако опыт, полученный от них, продолжает жить, развиваться и подчас проявляется в совершенно иных областях. Другие закономерности были забыты на сотни лет, чтобы затем вновь возродиться на более высоком уровне, при изменившихся условиях. В принципе в процесс физического совершенствования могут входить самые различные виды человеческой деятельности. Однако многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление закономерностей развития физического совершенствования. Закономерности, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно отмирают со временем[2, С. 56-58].

В то же время есть опасность того, что при проведении параллели между физическим совершенствованием определенной эпохи, ее противоречиями и тем, что характерно для нашего века, подходим к вопросу лишь с мерками, оценками сегодняшнего дня. То, что современный человек относит к основополагающим ценностям, возможно, отнюдь не было таковым в глазах человека другой эпохи, иной культуры и что представляется незначительной формой деятельности или способом применения, для члена другого общества было совершенно необходимо. Непреложная истина в том, чтов решении центральной задачи физической культуры - всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физического совершенствования в своем единстве.

Физическое совершенствование понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования[5, С. 146-158].Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и эстетическая, нравственная и др. виды культуры человека. Следовательно, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие свойства личности – нравственные, волевые и эстетические и другие.

Процесс физического совершенствования не даст долговременных положительных результатов, если он не активизируют стремление личности к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самосовершенствование интенсифицирует процесс физического совершенствования, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.